Опасность позади, продолжаю.Речь идет о смешных суммах. Так, В.Я.Мауля (того самого преподавателя истфака, который получил срок) обвинили в получении кухонного комбайна ценой в 600 (!!!) рублей. Преподаватель технического вуза, отсидевший 4 года, купил на деньги, полученные в результате взяток, подержанную Короллу”. Это посерьзней, но все равно далеко не дотягивает до тех сумм, которые берут чиновники. Могу совершенно уверенно утверждать, что преподавателей, которые занимаются вымогательством взяток, – ничтожное меньшинство. Милиция их без труда отлавливает. Она этим делом заниматься любит, поскольку у преподавателя никакой “крыши” нет. Студент, не желающий давать взятку, может ее не давать. Способ простой – надо знать предмет. “Посадить” знающего студента невозможно. Если он получил двойку, он имеет право апеллировать к комиссии. В комиссию входит зав.кафедрой и декан. Подкупить трех человек практически невозможно. И если студент действительно знает предмет, ему нечего опасаться давления со стороны преподавателя. Опасность для молодых людей, желающих получить высшее образование, грозит с другой стороны. Она состоит в том, что неуклонно сокращается сфера бесплатного образования и одновременно растет сфера платного. В техническом университе в настоящий момент только треть студентов учится на бюджетной основе. Плата за обучение непрерывно повышается. Максимальная плата в техническом университете в настоящий момент составляет 46 тысяч в год, в педуниверситете – 31 тысячу. В сентябре эти суммы будут пересмотрены в сторону увеличения. Такова ситуация в провинциальных вузах. В вузах столичных цены гораздо выше. Одна моя знакомая работает в Питере в каком-то коммерческом вузе (названия не запомнил). Минимальная плата – 50 тысяч в год, максимальная – 175 тысяч. Готовят там, конечно, юристов и экономистов. Все коммерческие вузы готовят только юристов и экономистов. И хотя сейчас этих специалистов чудовищный переизбыток, конвейер продолжает работать. Качество образования в таких вузах очень низкое. Оно и понятно: там преподаватель полностью зависит от студента и потому вынужден ставить приличные оценки тупицам и лентяям. За хорошую зарплату приходится идти на компромисс с совестью. Такое же разрушительное воздействие оказывает принцип платности и на государственные вузы. Вот пример из жизни нашего вуза: директор Института филологии и истории жалуется: несколько студентов филологического факультета, обучающиеся на специальности “Китайский язык”, месяцами не ходят на занятия. Их не отчисляют, потому что их родители исправно платят деньги. Но овладеть иностранным языком невозможно без систематического и упорного труда. Все понимают, что таких студентов надо гнать в шею. Но их будут тянуть, будут, закрыв глаза, ставить им тройки, переводить с курса на курс, а потом и диплом выдадут. В итоге, получив диплом преподавателя китайского языка, они не будут знать, как по-китайски поздороваться. Таких липовых специалистов сейчас нашлепали вагон и маленькую тележку. Единственный выход из положения – возвращение к системе бесплатного образования всех ступеней – от детского сада до докторантуры. Но это возможно только при социализме.
Copyright ©