Очень интересное сообщение. Спасибо. Теперь о сути поднятых вопросов. Коротко остановлюсь на вопросе об этике общения на форуме. Ник – вещь удобная и необходимая. Сам я не стал придумывать себе ник, потому что взятая мною на себя роль организатора дискуссии исключает такую возможность. Люди желают беседовать с живым человеком, с конкретной личностью, а не с призраком. Если участник дискуссии не выходит за рамки приличий, я обычно не интересуюсь вопросом о том, кто скрывается под ником. Если же он начинает хамить, как Опосум, или поучать меня в высокомерно-презрительном тоне, как Владимир, то в этом случае, естественно, возникает вопрос о лице, которое скрывается под маской. Ваши выступления говорят о том, что Вы — воспитанный человек, который не собирается присваивать себе права прокурора, судьи и исполнителя приговора в одном лице, что Вы пришли на форум с чистыми намерениями. Поэтому вопрос о Вашем имени «в миру» меня не интересует. Я понимаю также, что могут существовать вполне уважительные причины, по которым Вы должны скрываться под псевдонимом. Теперь о сути. Я иначе смотрю на вопрос о том, было ли неизбежно возникновение Комсомольска в досоветские времена. Хабаровск возник как город на пересечении двух магистралей: водной и железнодорожной. Иркутск стоит на пересечении Ангары и Транссиба, Красноярск — на пересечении Транссиба и Енисея. Омск — Транссиба и Иртыша. Владивосток — это конечный пункт на Транссибе, открывающий путь в океан. Транссиб был построен царским правительством в основном на государственные средства с целью сохранения под властью России Сибири и Дальнего Востока. (То есть Транссиб возник вовсе не как результат действия мифической «невидимой руки» рынка.) Рассуждая логически, царское правительство должно было предпринимать и дальше меры в этом направлении, т.е. протянуть железнодорожную ветку от Хабаровска на Северо-Восток к Охотскому морю. Однако мне не приходилось читать, что царское правительство разрабатывало такие планы. Может быть, о них знаете Вы? После поражения в войне с Японией в (1904-1905 гг.) Россия оказалась втянутой во внутренние смуты, исключавшие возможность решения каких-то созидательных задач. Потом Россия вляпалась в Первую мировую войну, результатом которой стала катастрофа государства и гибель самодержавия. Герои Февраля не сумели справиться с валом обрушившихся на страну проблем и в итоге потеряли власть через 8 месяцев после ее обретения. Через полгода после Октября вмешательство Запада привело к кровопролитной гражданской войне; тогда тоже было не до созидания. 20 годы ушли на восстановление народного хозяйства и наведение элементарного порядка. В 1931 году Россия, наконец, получила возможность приступить к проведению масштабной индустриализации. Вообще-то эта задача в других странах решалась в процессе становления и развития капитализма, но российский капитализм решить ее не сумел (или не успел — это в данном случае не так важно). Строительство Комсомольска было осуществлено в рамках ускоренную индустриализацию. Как и в царские времена, соображения экономической выгоды вообще не принимались во внимание. Надо было любой ценой создать промышленный центр на Дальнем Востоке, отстоящий на 300-400 километров от границы. С самого начала было ясно, что в нем будут производиться не чайники и кастрюли, а боевая техника. Гипотетически рассуждая, можно предположить, что и царское правительство, если бы оно просуществовало еще два десятка лет, пришло бы к той же идее. Однако история не знает сослагательного наклонения. Факт остается фактом: Комсомольск был построен не благодаря действию законов рынка, а вопреки им, по воле большевиков. Он и существовать может только вопреки стихии рынка. Дело в том, что любое производство будет выгодней в Хабаровске, чем в Комсомольске, ибо в Хабаровске издержки ниже. (Плечо подвоза меньше, да и климат чуть мягче.) Таково мое мнение. С интересом выслушаю Ваши контраргументы. Теперь о перспективах Комсомольска. Реформы идут уже 15 лет. Хоть одно предприятие за это время было построено? Нет, мы видим тоскливую картину всеобщей стагнации. Ни одно из промышленных предприятий не вышло на советский уровень производства, хотя рептильные СМИ непрерывно твердят нам о каком-то росте, о каких-то успехах. Рост есть превышение над достигнутым. Компенсационное увеличение никак нельзя считать ростом. Если на месте разрушенного дома построить собачью конуру, это не будет ростом. Нас же уверяют, что это как раз и есть рост. А вот две собачьи будки — так рост на 100 процентов. Чтобы мы не падали духом, нам время от времени рассказывают о блестящих планах развития Комсомольска. Шпорт обещал нам, что он добьется превращения Комсомольска в наукоград. Этот маниловский прожект я высмеял 5 лет назад в газете ?Ваше право?. (В заметке ?Рак на горе, или Миф наукограда?). В редакцию позвонила какая-то очень важная персона и заявила, что Лившиц неправ. ?Настоящие ученые Комсомольска, – добавила Персона, – думают иначе?. Редактор тут же ответил, что он готов предоставить трибуну любому из этих ?настоящих ученых?. Но никто из них почему-то предложением не воспользовался. Меня так до сих пор и мучает вопрос: а я что, свой докторский диплом в переходе метро купил? Шпорт благополучно переизбран в Госдуму в 2003 году, теперь о наукограде никто и не вспоминает. Долгое время нам навешивали лапшу на уши, рассказывая о проекте экополиса «Комсомольск-Амурск-Сонечный». Но пока единственная польза от этого проекта заключается в том, что он позволил поправить материальное положение некоторого количества ?настоящих ученых?. Почему я не верю в возможность реализации в Комсомольске каких-то созидательных проектов? Да потому что знаю природу российской буржуазии. Она способна только паразитировать, а создавать что-либо — задача не для нее, она никак не вписывается в ее менталитет. По мере проедания советского ресурса будет усиливаться грызня между кланами, но поверить в то, что какой-то отдельный буржуй или какая-то группа буржуев будет вкладывать большие средства в проекты, которые дадут отдачу минимум через 10 лет, я не могу.Если я все-таки окажусь неправ, если действительно в Комсомольске разместят какое-то производство, то это может только что-то исключительно грязное и вредное. Алюминиевый завод — как раз то, чего нам не хватает для полного счастья. Тогда тайга вокруг города будет выжжена фтором в радиусе 50 километров. А трудящимся, которые будут гробить здоровье на этом заводе, достанутся сущие крохи. В этом я с Вами совершенно согласен. Основной доход будет промотан «новыми русскими» на западных модных курортах в угаре безумного расточительства. Надо ли говорить, что в оценке общей ситуации я с Вами полностью солидарен?
Copyright ©