OLD-idmessage-134445

#1948885
владимир_в
Участник

Вкрекмся, однако, к нашим баранам. То есть к марксистам и их теории.Как я уже заметил выше все революции, экспроприации экспроприаторов, коллективизации, индустриализации и продовольственные программы были лишь средствами достижения цели, сформулированной в теории как “освобождение труда”. Так, кстати и называлалась одна из групп российских марксистов-теоретиков.Кратко, опуская многие тонкости и подробности (и этим рискуя навлечь негодование марксистов-начетчиков) я бы мог изложить эту цель следующим образом1. Труд – это то, что отличает человека от других животных. Способность производить новые материальные предметы, то есть способность к творчеству явилась основой превращения обезьяны в разумное существо – человека. В труде содержится источник постоянного развития человеческой материальной (а на её основе и духовной) культуры.2. Однако, труд также явился причиной закабаления человека. Как только у одних людей появилась возможность присваивать и перераспределять (отчуждать) продукты труда других людей – то есть с появлением собственности – появилось и принуждение к труду. Сначала неэкономическое (в виде рабства), затем экономическое (в виде наемного труда, купли-продажи рабочей силы). Произошло отчуждение труда. По Марксу – первая ступень диалектического процесса, “первое отрицание”. Оно продолжалось через все ступени социально-экономического развития человечества и достигло его наивысшей степени в капиталистической общественно-экономической формации. Назрело противоречие между общественным характером человеческого труда и частно-капиталистической формой присвоения его результатов.3. Противоречие должно разрешиться согласно законов диалектики “вторым отрицанием”, то есть “отрицанием отрицания”. Труд должен будет вовратиться в его первоначальную творческую и созидательную сущность через отрицание капиталистической формы присвоения его результатов. Методом этого возвращения будет отмена частной собственности, экспроприация экспроприаторов. Результатом – свободный труд, соответствующий человеческой творческой сущности.4. Освобождение труда должно привести к небывалому творческому подъему. Труд, превратившийся из обузы в радость, неизбежно станет более производительным настолько, что создаваемых материальных благ будет достаточно для удовлетворения потребностей всех людей. Возникнет ситуация когда свободные люди-творцы будут творить то, на что способны, обогащая “общий котел” результатами их труда, и смогут получать от общества, из того самого “общего котла” все, на что у них есть потребности.5. Так и наступит эра всеобщего счастья, гармонии и согласия, именуемая коммунизмом.Это – в теории. Но теория и практика – две большие разницы. Теории бывают разные: бредовые и разумные, более-менее точные и очень приблизительные, хорошие и плохие, верные и неверные. Как их отличить? Проверкой практикой, которая как известно является критерием истины.Как проверяется теория? Двумя методами, связанными с двумя взаимосвязанными функциями научной теории: объяснительной и предсказываюшей. Хорошая теория должна уметь делать две вещи: а)объяснять уже известные факты, б) предсказывать факты, которые еще неизвестны, но которые можно проверить.Например, физические теории слабых взаимодействий в атомном ядре, должны обяснять уже провденные эксперименты. Типа, вот раскрутили на синхрофазатроне такие-то частицы и видели на селеновом экране их следы такой-то формы потому-то. А если раскрутить другие частицы с такой-то скоростью и столкнуть их, то увидим на экране следы их взаимодействия такой-то формы. Раскрутили, столкнули, посмотрели на экран: есть предсказанные следы – хорошая теория. Нет предсказаных следов – плохая теория, надо думать еще.Принципиальной общественно-экономическая теория и приципы её проверки ничем не отличается от физической. И она также может проверяться практикой по объяснительной и предсказательной функциям. С объяснительной у марксизма дела обстояли вроде-бы неплохо, хотя тоже есть к чему придраться. А вот с предсказательной….Но тут я остановлюсь, чтобы дать высказаться другим участникам разговора.