OLD-idmessage-13625

#1837157
_Elenka_
Участник

Когда о человеке говорят, что он умный, то обычно подразумевают, что он образован, эрудирован, умеет логически мыслить, в крайнем случае складно говорит. Многие принимают хорошую память за интеллект, а людей, «серьезно относящихся к делу» (а на деле имитирующих умственную деятельность), считают чуть ли не ?гигантами мысли?. Зато ум «жизненный» «практический» и за ум-то не считают. И напрасно. В толковом словаре Даля слово «ум» имеет две составляющие: кроме способности мыслить еще и ?нравственность, любовь и страсти?.
Ученый стремится разгадать загадки природы. Его ум прекрасно справляется с решением логических и математических задач. Но в обыденной жизни он, проявляющий чудеса изобретательности в лаборатории, может оказаться доверчивым простаком. Почему? Да потому, что ум это комплекс качеств, которые невозможно оценить отдельно друг от друга. У ученого развита логическая составляющая ума, зато социальная «житейская» не развита совсем. Он не умеет проникать в тайные замыслы других людей, в их скрытые намерения. В лаборатории ему не приходится сталкиваться с чужой волей. Природа, загадки которой он решает, не пытается сбить его с толку или одурачить. ?Бог изощрен, но не злонамерен?, говорил Эйнштейн.
Зато люди, у которых «хромает» логика, но хорошо развит «житейский» ум, не поддадутся на лживые обещания и не дадут провести себя. Они, зачастую, даже не зная правил шахматной игры, умеют думать и «за себя» и «за противника», предвидя очередной его шаг на два хода вперед. Помните у Толстого: ?…я понял, что он понимает меня, и то, что я понимаю, что он понимает меня?? Умение поставить себя на место другого, представить, что же думает этот другой в данной ситуации, требует определенного ума. И это не так просто, как кажется.
(!)