2владимир_вК сожалению в вопросе техники, первоначально, действовал принцип: на тебе боже что нам негоже. Истребители приходили без технической документации, бывшие в употреблении, что снижало ресурс, танки были разукомплектованы. Все это привело к тому что в момент решающих битв в 1941г. ленд-лиз ничем серьезным не помогал.Сталинградская битва не была обеспечена ленд-лизом, так как основные поставки по нему начались реально с 1943г, но никак не 1942г. То что пишет маршал Жуков иначе как бредом назвать невозможно,что впрочем и не удивительно, недалекого ума был покойный, весьма недалекого. Относится к его мемуарам как к документальному свидетельству не советую, слишком часто и много вранья и откровенных глупостей вписали в маршальские мемуары “литературные негры”.То что Сталин просит о поставках так это неудивительно, он был очень дальновидный человек и понимал что с паршивой овцы хоть шерсти клок. В 1942г. ни о каком 2-м фронте и речи быть не могло так что есть смысл потребовать и получить хотя бы материальное всепомоществование.Да и “неразрывались” американцы между поставками, не было такого. Была спокойная размеренная просчитанная работа. Миф о том что основным местом назначения был Мурманск запустил в обращение писатель Валентин Пикуль, в то время что он писал “Реквием каравану PQ-17” многие архивы были закрыты, некоторые из них закрыты по сей день с формулировкой “до окнчательного расчета по ленд-лизу” причем закрытость как с Россиийской стороны так и со стороны США.Статистика грузов: используются применяемая американцами длинная тонна (1016.047 кг.)Север СССР :3964000Персидский залив: 4160000Черное море : 681000Дальний Восток : 8244000Арктика : 452000Причем через Тихий океан грузы шли в бесконвойном порядке. Говорить о том что Америка шла на какие то жертвы дабы обеспечить корабли для перевозки грузов не представляется возможным. После Великой Депрессии остались сотни кораблей от разорившихся компаний, все они с началом войны были реквизированны, часть из них действительно имела дурной вид и списывалась быстро особенно на северном пути. Кроме того простаивавшие верфи были загружены заказами от армии и торгового флота. Многие корабли строились по заказу СССР и вполне естественно что они оставались в СССР и включались в состав ВМС либо торгового флота. Так что не надо представлять американцев жутко перенапрягающейся в ходе войны нацией; чего не было того и не было.Если говорить о переписке Сталина с Рузвельтом, то это была переписка двух политиков имевших общий взгляд на многие проблемы такого взаимопонимания у Сталина с Черчиллем не было.Относительно критически важной составляющей в ленд-лизе, я думаю и считаю что это весьма маловероятно, это было дополнение, но никак не та критическая масса отсутствие которой решило бы судьбу войны в пользу Германии.Так же я не согласен с тем что США оказывая помощь по ленд-лизу шли на жертвы и лишения для своих граждан, нет таких свидетельств, есть обратное. В 34 из 48 на тот момент штатах США были построены или перестроены или модифицированны различные предприятия, от фабрик по производству сухого молока до патронных и станкостроительных заводов. Общая сумма инвестиций составила 900 миллионов долларов, причем это были не банковские кредиты а практически безвозмездная государственная помощь тем кто соглашался всю произведенную продукцию продавать государству по фиксированным ценам. Излишне упоминать что когда война закончилась все что было построено на государственные деньги досталось собственникам предприятий за, в некоторых случаях, символические выплаты, а то и без таковых.Именно в годы войны были построены либо усовершенствованны транспортные магистрали соединяющие Восток и Запад США.Однако подобное положение дел не устраивало многих промышленников, в США, не стремившихся переводить производство на военные рельсы, что повлекло за собой ряд драконовских мер со стороны Вашингтона, так забастовка на авиазаводе “Норт Американ” в г.Инглвуд штат Калифорния была подавлена армией по приказу Рузвельта.В сентябре 1942г во время беседы с лидером Республиканской партии США Сталин очень резко высказывался о низком качестве предоставляемой СССР техники и других материалов. Об этом свидетельствует советский дипломат В.М.Бережков присутствовавший при разговоре. За 1941-42г. СССР получил лишь 7% от всего ленд-лиза и говорить о том что СССР в эти тяжелые годы спасла американская помощь невозможно, ее было слишком мало и она была не системной. Основной поток грузов пошел во второй половине 1943г. достиг пика в 1944г. и закончилось все в 1945 .Ни Гопкинс ни Рузвельт ни Трумэн и даже никогда не симпатизировавший СССР Черчилль никогда и нигде не говорили что поставки по ленд-лизу спасли СССР и были основой для победы Красной Армии, такого же мнения придерживаются и многие современные эксперты как американские так и наши.Эта была не бескорыстная помощь воюющего государства другим воюющим государствам которые находились с ним в союзнических отношениях, а вполне просчитанный с экономической и политической точек зрения шаг америконского руководства.
Copyright ©