Впорос о том, кто в основном строил Комсомольск в сталинские времена – неоднозначен. До сравнительно недавнего времени просто упоминание о “забайкальских комсомольцах” было невозможно. Официальная история города базировалась на комсомольских и “хетагуровских” призывах, ледовых переходах. Примерно с середины 90-х годов – общество “Мемориал”, в частности Марина Кузьмина начали пробивать брешь, собирая и публикуя с огромным трудом архивные материалы, воспоминания очевидцев – о роли, жизни и о самом факте использования принудительного труда заключенных при строительстве города. Кузьминой было выпущено несколько книг на эту тему. А вообще строили и военные строители, и комсомольцы, и заключенные, и японские военнопленные. И строго формально разложить – кто строил больше, кто меньше – вряд ли возможно. Да и не нужно (мое мнение). Проблема была в том, что роль зэка долго, жестко, упорно и несправедливо замалчивалась… Что порождало ответную жесткую и непримиримую реакцию оппонентов… Вплоть до перехлёста в обратную сторону. Мне кажется, что просто необходимо признавать, помнить – что в создании нашего города, таким какой он есть, участвовали и те и другие.2 lukynecКак определить кого в какие периоды было больше? Если брать численность заключенных Нижнеамурлага (в том числе – в отделениях на территории города) – больше “зэка”. Вплоть до 1956 года… Да и после этого – “промзоны” остались на территории.Строительство заводов? В довоенное строгое время на режимных объектах? Так вот на строгительстве завода — 199 (будущий ЗЛК) и завода — 126 (будущий АЗиГ) – так называемые черновые, неквалифицированные (но и самые тяжелые) работы выполняли “зэка”: рыли котлованы, закладывали фундаменты, возводили стены. И по поводу секретности, утечки – можно было не беспокоиться. Сам по себе режим в ГУЛАГе этого не допускал. Плюс – большая смертность… Конечно, потом на производстве – “зэка” не было…Зато на гражданском сторительстве – хоть отбавляй. почти весь пр. Мира (тогда проспект Сталина), многие дома по пр .Ленина (например – “дом со шпилем” на пл. Ленина). Район ДК ЖД, в том числе коттеджи (построены – для размещения иностранных специалистов и семей руководства Нижнеамурлага). Сам пр. Сталина был возведен в рекордно короткие сроки и сдан к 7 нобря 1937 года (к 20-й годовщине Октябрьской Революции).Про японцев. Строительство города продолжалось интенсивными темпами и после разгрома милитаристской Японии! И военнопленные внесли свою ощутимую лепту. Доказательством тому служат каменные дома вдоль Комшоссе (будете проезжать – обратите внимание) и здание кинотеатра “30 лет Октября” на Дземгах. А на амурлитмашевских сопках – есть японское кладбище…Энтузиазм молодежи был, сомнения нет. Но – работать, в грязи, в морозы и… жить при этом не в палатках, в бараках, на оч. скудную пайку было несозмеримо труднее. Тем более многим – отбывая незаслуженные сроки…Простите за многословие, просто всё это – было темой моей дипломной работы
Copyright ©