?Государство бросило сложную комплексную отрасль в стихию рынка — и огромный комплекс распался (читай — расчленили, прим. — ИАС) на части, не все из которых как-то устояли. Последствия не замедлили сказаться — ввод жилья упал с 80 миллионов квадратных метров до 39 миллионов. К тому же более половины этих миллионов построены на деньги самых обеспеченных граждан (и неграждан) России.??При раздробленном стройкомплексе фактическим заказчиком жилья выступает государство. Государство должно создать такие правила, при которых сблизятся интересы его самого, граждан России, строителей. Побудить рынок работать на государственную социальную политику. Сделать это намного труднее, чем во времена Госплана, когда власть обладала всеми рычагами управления, начиная с информационных. Основа любого решения — объективная информация, точный анализ.?Совсем недавно в Госстрое — главном штабе отрасли, не было ведущих управлений — строительной политики, строительства, промышленности стройматериалов. Понадобилось какое-то время, чтобы подобрать хороших специалистов. Проанализировав жилищную проблему, пришли к выводу: 82 миллиона квадратных метров — объём ветхого и аварийного жилья. Покрывать выбывающее жилье тем же количеством вновь вводимого — недостаточно? Дело в расчёте на всемогущество рынка. Государство определило два показателя — объём выделяемых денег и ожидаемый объём жилья. Эти показатели не соответствуют один другому.Главное, прежде всего нужно точно знать, где будет возводиться жильё и какое оно будет. Одни и те же проекты технологии не применимы в Москве, на Северном Кавказе, в Забайкалье или на Камчатке. Нужна комплексная градостроительная концепция, учитывающая развитие экономики, демографию, миграционные потоки. База для разработки такой концепции, и сформирования государственной градостроительной политики, и Госстроя была. Но после его реорганизации оказалось, некому завершать начатое.После того как определимся, что и где строить, необходимо к этим районам подтягивать все тылы и инженерную инфраструктуру: энергетику, транспорт, производства строительных материалов.Реализация национального проекта началась без какой-либо подготовки. Сработал принцип: ?ввяжемся в бой, а там — разберемся?. Не определены стержневые критерии — «доступность», «комфортность», значит, допустимая цена квадратного метра, с ним и квартиры. Западные критерии доступности жилья не для России — не те доходы у её граждан. Только государство может сформировать приемлемую для населения цену, побудив всех причастных к национальному проекту добиваться снижения себестоимости пресловутого квадратного метра.Цена складывается, из: дикой спекулятивной стоимости земли, проекта, необходимых согласований, стройматериалов, электроэнергии, газа, воды? Строитель лишь завершает объекты, концентрируя все затраты, в том числе и свои собственные. Он крайний, потому и все обвинения в его адрес — мародер, спекулирующий на нуждах народа. Все остальные, стоящие перед ним, вроде бы и ни при чём, а это нередко компании, контрольным пакетом акций которых владеет государство. Они, все в большой мере извлекают доходы и прибыли. Они, обусловливают философию и нравы строительного рынка. Тон задают проектировщики — чем дороже разработанный ими объект, тем больше получат за него. Нередко планируется фундамент стоимостью, равной стоимости дома, стоящего на нем. Это старт ценовой гонки, в которой нет отстающих?Цена на землю под объекты национального проекта, строительные материалы, подключения ко всем инженерным сетям должна быть фиксированной как стратегическая.?Любые масштабные строительные проекты и программы не осуществимы при отсутствии стратегии и планов социально-экономического развития страны. Строительство само по себе не цель — оно средство достижения государственных приоритетов.?.Страна потеряла и многие проектные, научно-исследовательские институты, систему подготовки кадров специалистов, квалифицированных рабочих. Мигранты не спасут, чужими руками благополучия страны не построить?.
Copyright ©