Вот суждения о В.И.Ленине великого русского философа Николая Бердяева, которые он изложил в работе ?Истоки и смысл русского коммунизма?. ?В характере Ленина были типически русские черты и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и к риторике, практичность мысли, склонность к нигилистическому цинизму на моральной основе. По некоторым чертам своим он напоминает тот же русский тип, который нашел себе гениальное выражение в Л.Толстом, хотя он не обладал сложностью внутренней жизни Толстого? Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева, Желябова с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа?. Поэтому Ленин — фигура неоднозначная. Вот, например, что писал Арнольд Тойнби в книге с характерным названием ?Пережить будущее?: ?Если мы хотим спасти себя … суверенитет 140 государств на этой планете должен быть подчинен мировому правительству. Оно должно обладать эффективной властью, чтобы не допускать войны между локальными государствами. Оно должно также радикально перераспределить продукты производства между богатыми странами и бедными, а в каждой из богатых стран — между богатым большинством и бедным меньшинством.Может ли эти необходимые реформы произвести режим без диктаторской власти?.. У меня предчувствие, что карьера Ленина может оказаться волной будущего. Мир в целом в двадцатом столетии находился в положении, которое напоминало Россию девятнадцатого столетия. Многие люди в России не любили советский режим, но они его терпели, потому что анархия была бы хуже.Ленин (столетие со дня его рождения было в апреле 1970 года) имел все качества диктатора. Он был крайне самоуверенный, абсолютно безжалостный, но он был очень честный. Он был исключением среди диктаторов, будучи лично не заинтересован ни во власти, ни в славе, ни в богатстве. Мы были бы счастливы получить мирового Ленина, но не мирового Сталина?.Но все же Ленин, безусловно, гениальный политик. Одно из самых верных его суждений: ?Раб, сознающий свое рабское поражение и стремящийся его изменить, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабского положения и мирящийся с ним, есть просто раб. Раб, упивающийся своим рабским положением и гордящийся им, – есть холоп и хам?.
Copyright ©