Оригинал этого материала был напечатан в газете “Ведомости” осенью 99 года прошлого века. Авторство данного материала, как утверждает Компромат.Ру, принадлежит Анне Суздальцевой. Несмотря на весьма критичную оценку самого Артемия, насколько мне известно, большинство из сказанного – правда. Как говорится, “в жизни каждого богача есть маленькая тайна: как он заработал свои первые десять тысяч”. Известно, что после этой публикации Лебедев нанял известного адвоката Павла Астахова для защиты “чести и достоинства”, после чего Анну Суздальцеву, по утверждению “Ведомостей”, уволили. Тем не менее, человек, так откровенно выпендривающийся в своем “ру/ководстве” и вообще “кидающий понты” по каждому удобному случаю вообще непонятно – имеет ли вышеуказанные качества, которые защищает Астахов.
Первопроходец web-дизайна России Артемий Лебедев начинал свое восхождение к вершинам рынка с подлогов. В отсутствие рынка Web-дизайна как такового он создал портфолио из работ, сделанных для несуществующих фирма, с указанием адресов и имен директоров. Названия Лебедев выбирал звучные: Научно-производственное объединение “Контакт”, ресторан “Два Дельфина” и т.п.
Убедив таким образом клиентов в том, что web-дизайном пользуются солидные коммерсанты, Лебедев начал получать заказы реальные. В 23 года он работал с московскими представительствами компаний Xerox, General Motors, Nissan, Procter&Gamble. Среди его заказчиков — Центральный банк, Hewlett Packard, “Комстар”.
Не только в начале своей карьеры Лебедев нарушал общепринятые каноны бизнеса — он и сейчас ведет дела так, что впечатления его конкурентов бывают полярными.
“Лебедев — самая раскрученная марка в российском Интернете. Единственное лидирующее место, которое занимает Артемий Лебедев на рынке — по количеству слухов вокруг его имени”, – считает Кирилл Готовцев, генеральный директор компании “Прожект маркетинг”.
“Студия Артемия Лебедева” — это “Роллс-Ройс” Интернета, – говорит Павел Черкашин, президент Actis Systems. — Они предлагают эксклюзивное решение заказа и могут отказаться от клиента, если его это решение не устраивает. Мы же идем навстречу пожеланиям заказчика”.
Таких противоречивых и эмоциональных оценок “Студия Артемия Лебедева” добилась за два года своего существования.
В 1990 г, прожив в Америке один год, Лебедев оставил благополучных родителей (его мать — писательница Татьяна Толстая) и вернулся в Москву. Ему было тогда 16 лет.
“Я Америку возненавидел. Мне все там было абсолютно чуждо; в США добиться того, чего я хотел, было невозможно”, – говорит он. А хотел Лебедев заниматься творческой работой и получать от этого коммерческую выгоду.
Зато именно в Америке он впервые познакомился с компьютером. В 1988 г. будущий дизайнер работал на Macintosh Plus с 1 Mb памяти. Он плохо учился в школе, единственным предметом, по которому ему ставили зачет “не глядя”, была “информатика”.
Поскольку Лебедев был первым web-дизайнером в российском Интернете, он сам устанавливал расценки на дизайнерские работы. Он добился того, что имя дизайнера, в полиграфической продукции обычно находящегося в тени, стало появляться на созданных им сайтах.
“Совершенно грамотный подход к делу. Таким образом создается торговая марка”, – считает Аркадий Морейнес, директор компании “Прайс Экспресс”.
Зарабатывать много Лебедев начал только на web-дизайне — за первый коммерческий проект он запросил $3000. Он продолжал, однако, заниматься и “гуманитарными” проектами, но уже не для мифического заказчика. Один из таких проектов — сайт о московском метро, на котором излагается полная история столичной подземки, от акварельных проектов начала века до информации о зональной оплате проезда. На этом сайте Лебедев не заработал ни копейки.
Однако подобные проекты делались дизайнером с четким расчетом: “Гуманитарный проекты я использую ради получения “политических” дивидендов”.
Первых крупных клиентов он принимал у себя дома, едва успевая поправить на диване смятое покрывало. За два года до основания студии он выполнил около пяти коммерческих заказов. Единственным помощником был его друг Денис Шохин, работающий в то время в театре Табакова. У Лебедева он осуществлял функции менеджера. Отношения с заказчиками Лебедев оформлял как трудовые соглашения с частным лицом. За время работы дома дизайнеру удалось заработать около $30 000.
“Единственный период простоя, мой лично, относится к периоду президентских выборов. Тогда люди боялись тратить деньги”, – говорит Лебедев.
Себя Лебедев считает антибизнесменом, по его признанию, слово “отчетность”, “бланк”, “аккаунт” раньше вызывали у него чувство ужаса. Только сейчас, когда количество людей, работающих в его студии, приближается к 30-ти, он с интересом прислушивается к советам своих друзей-бизнесменов по искусству управления.
Подчиненные до сих пор называют его Темой. Единственный атрибут его власти — большой кабинет. “Он пропорционален количеству моих профессий — дизайнер, рекламист, промоутер, маркетолог, консультант, – говорил Лебедев. — У нас до сих пор нет субординации”.
Молодая студия сняла две комнаты в доме, где сидел провайдер Лебедева. Таким образом удавалось избегать оплаты за пользование сетью. Впрочем, скоро необходимость такой экономии отпало. Сегодня компания занимает новый офис: площадью 230 кв. м, расположенный недалеко от Манежной площади.
В расширенной студии объем заказов резко возрос, заказчик становился грамотнее, и к работе Лебедева предъявлялись все более высокие требования. Если раньше Лебедев мог создать страницу сам, без помощи программиста, то теперь над сайтом в его студии работает около десяти человек в течение месяца. По словам Лебедева, к 1997 г. вся прибыль выкладывалась обратно. В месяц студия получала от двух до четырех заказов, один сайт стоил около $5000.
По информации директора компании “Проджект Маркетинг”, за последние полгода студия Артемия Лебедева проиграла все тендеры и уступает лидирующее место Actis Systems. “То, что делает Лебедев, – очень красиво, но быть хорошим художником и работать для дела — разные веди”, – считает Кирилл Готовцев.
В 1997 году г. Лебедев оценивал оборот своей компании в $50 000 — 100 000 в месяц. Теперь Лебедев о своих оборотах больше не говорит. Доход конкурентов — Actis Systems — за первый год существования был около $400 000. Объем работы увеличивается два-три раза за год. По оценкам Павла Черкашина из Actis Systems, у его компании и у студии Лебедева примерно по 10% от рынка российского Интернета.
Copyright ©