Итак, о справедливости[quote name='Unys'] “да, справедливо”, или “нет, несправедливо” [/quote]/Коран 16:33/ Аллах не был несправедлив к ним, наказав их, а они сами навредили себе, когда своим неверием вызвали гнев Аллаха и Его наказание. 😉 .Очевидно, что понятие человека о справедливости могут расходиться с представлениями Бога о справедливости. Нам может казаться справедливым то, что таковым не является.Само слово “справедливость” встречается в Библии не очень-то и часто, а к Богу приложимо совсем редко.Давайте рассмотрим два примера:1. Книга пророка Захарии, гл. 7[quote]И было слово Господне к Захарии:так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф. [/quote]Что мы тут можем видеть? Даже не обращаясь к толкователям – оказывается гнев Господа в том, что он не слушает молитв тех, кто не слушает Его наставлений.Ну а “справедливость” и “милосердие” тесно увязаны, как неотъемлемые части.Далее, Третья книга Ездры, гл. 8 (первая строчка цитаты – слова пророка)[quote]В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел.Он [Господь] отвечал мне и сказал: справедливо ты сказал нечто, и по словам твоим так и будет.Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели; но услаждаюсь подвигами праведных, и воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду.Как сказал Я, так и есть.[/quote]И тут справедливость признана в словах о том, что Господь помилует тех, кто не имели добрых дел..Надо ли продолжать изыскания, или и так уже очевидно?Возвращаясь к Моисею и участи тех, кто делал золого тельца.Для начала определимся с последовательностью событий: народ просит Аарона сделать бога (написано не с загалавной), а когда тот делает, то Господь говорит Моисею:7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; 8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. 11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;Как пишет Ефрем Сирин[quote]Бог открывает это Моисею, чтобы побудить его к молитве. Поэтому вместо того, чтобы сказать: “Удержи Меня, чтобы не погубил их”, говорит: “остави Мя, и… потреблю их” (Исх.32:10). Ибо если бы Бог хотел погубить народ, то не открыл бы народного грехопадения тому, кто готов был ходатайствовать за народ. А поэтому, если Бог открыл это Моисею, то тем самым показывает, что не намерен погубить народ. Таким образом, Бог сначала Сам вознамерился простить Евреев, а потом и Моисея побудил молиться за них. Но чтобы грех был прощен не даром, и чтобы прощение не послужило к большему вреду, Бог открывает Моисею, что погубит народ, чтобы, когда Моисей принесет за них молитву и грех будет прощен, и самое прощение было многоценнее в глазах Евреев, и молившийся за них возвысился в их мнении.[/quote]Поскольку же Моисей не знал, кем отлит телец, то “взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым” (Исх.32:20); и виновные в изготовлении литого тельца опухли от праха этого тельца. Ибо хотя серьги давал весь народ, однако же были и такие, которые сделали это из страха, как и сам Аарон из страха создал алтарь тельцу. Поэтому прах тельца произвел опухоль только в тех, которые измыслили это дело и других побудили требовать исполнения его.Далее Моисей говорит[quote]27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.[/quote]А преподобный Ефрем комментирует: [quote]Бог не говорил этого Моисею, хотя изрек и большее, прежде нежели умилостивлен был Моисеем. Моисей на горе – молитвенник, а под горой – каратель; перед правосудием он – умилостивитель, а в стане – ревнитель, потому что, наказывая, исполняет Божие определение.[/quote]Так что хирург, режущий человека ножом, хоть и может причинить боль, однако не в этом его устремление.Вы же не спрашиваете в хирургическом отделении больницы, “справедливо ли врачи ампутировали отмороженную конечность”.Что по мне, то категория “справедливости” тут не применима..Вопрос совместимости очевидного наличия зла в мире с тем, что мы знаем о Боге из его откровения (не в смысле “Откровение” как одна из книг Библии) назван “Теодицеей” (термин введён Лейбницем) и имеет пухлые тома полемики на данную тему.
Copyright ©