А давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Не секрет, что количество абитуриентов за последние годы снизилось до катастрофически низких отметок. В той или иной степени с этой проблемой столкнулось большинство ВУЗов страны. Все решают эту проблему по-разному, но несомненно у более крупных ВУЗов региональных и федеральных центров возможностей для “латания дыр” несколько побольше. В основном за счёт притока абитуриентов из периферических районов. Вы должно быть заметили, как активизировали свою рекламную деятельность в нашем городе ВУЗы Хабаровска и Владивостока.Соответственно количество поступающих снижается, действительно серьёзная конкуренция за лучшие места сохраняется разве что только в топ-ВУЗах страны и крупных региональных центров. Когда я в 1999 году поступал в КнАГТУ на специальность “Информационные системы в экономике” (теперь “Прикладная информатика в экономике”), наличие в своём активе 235-239 из 250 возможных баллов у некоторых моих товарищей по поступлению совсем не гарантировало успешного результата. И это при очень большом по теперешним меркам количестве бюджетных мест на специальности. Сейчас конкурс определённо слабее, бюджетных мест тоже меньше. Для выживания в таких условиях университет вынужден набирать некоторое количество абитуриентов уровня ниже среднего и даже некоторое – совсем слабых. Это не погоня за сверхприбылями, а естественное стремление системы подстраиваться под изменяющиеся условия среды с целью сохранения стабильности или даже, как уже говорилось, выживания.А теперь подумайте, насколько реально предъявлять такие же высокие требования к уровню знаний студентов, если этот уровень за прошедшее десятилетие существенно снизился. Здесь подчеркну, что я имею ввиду средний уровень. У нас по-прежнему есть очень умные студенты, которых ждёт блестящее будущее, но их не так много. К слову сказать, даже находясь в коллективе менее одарённых своих одногруппников, многие из них находят способы поддерживать высокий уровень знаний, принимая участие в олимпиадах, конференциях, посещая дополнительные консультации и факультативы. Так вот, возвращаясь к основной мысли, я замечу, что предъявлять высокий уровень требований к студентам, образовательный уровень которых этим требованиям не соответствует не выйдет. Их просто придётся тогда отчислять, снижая контингент и фактически, подпиливая сук, на котором, образно выражаясь, вся наша система находится. Именно поэтому большинство преподавателей находятся в постоянном поиске своего рода баланса между стремлением максимизировать уровень подготовки и не допустить снижения контингента. И это наша объективная реальность. Но даже при всём этом преподаватели ВУЗа продолжают умудряться готовить из многих студентов профессионалов высочайшего уровня, о котором знают и в Хабаровске, и во Владивостоке, и в столицах и даже зарубежом. Далеко не все ВУЗы нашей страны могут похвастаться этим.
Copyright ©