OLD-idmessage-332981

#2123273
Fogelman
Участник

[quote name='monax'] А кто нам помогал? Американцы? Да, их самолёты помогли нам. Особенно на первом этапе войны. Только что-то в мемуарах лётчиков тех лет я не видел, что бы о них особо упоминали. [/quote]Вот лично я за справедливость….если основной груз второй мировой упал на наш народ так это да, по экономическим , природоресурсным и человеческим потерям мы впереди планеты всей….но с другой стороны,если нам помогли то давайте скажем нам помогли…вы в курсе на каких условияях давался нам лендлиз? Я озвучу- материалы уничтоженные или утраченные во время войны, а также ставшие непригодными для дальнейшего употребления оплате не подлежали;- материалы, оказавшиеся после войны пригодными для гражданских потребностей, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита;- недополученные до конца войны материалы страна-заказчик могла приобрести, и щедрое американское правительство обещало кредитовать оплату.Единственное, что хоть как-то оправдывало американцев в экономическом плане, так это предусмотренное “Законом о лендлизе” право истребовать уцелевшие военные материалы назад. Но мало того, после войны мы отказались оплачивать эти кредиты, дальше больше соетское правительство после войны заявляет: “Советский Союз был предоставлен самому себе, не получал помощи от Запада, в частности от США, именно в ту пору, которая была для него самая отчаянная, когда решался вопрос, быть или не быть советскому государству”. Нормальный ход…а ничего, что с 42 года наш Покрышкин летал на Аэрокобре до конца войны и очень хвалил эту машину, а Вы в курсе, что вместе с техникой (такой например как “Студебекер” который был на порядок лучше наших полуторок и на которых устанавливались наши миномёты “Катюша” велись поставки редких металлов , добычи которых в наше стране не велось в том объёме, который был необходим для промышленности.Это вольфрам, алюминий, марганец, и много чего ещё, без чего у нас не было бы например танков Т-34 и ИС (точнее не было бы на них брони)Я уже не говорю про то, сколько технологий мы слизали в процессе поставок. А знаменитые морские караваны приходящие в Мурманск, сколько людей (гражданских) погибло в процессе доставки нам грузов военной техники и продуктов. Всего за годы войны в северные порты СССР прибыл 41 конвой, включавший 811 транспортов. В обратном направлении отправилось 35 конвоев (715 судов), при этом немцам удалось потопить 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей. Погибли 4861 человек. Принципиальное значение имела гибель конвоя PQ-17 (потоплено 22 транспорта).И ещё так сказать больше фактов:Из обещанных Англией 800 самолетов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 года, поступило 669 самолетов и 487 танков. США с октября 1941 по 30 июня 1942 направили в СССР 545 самолетов, 783 танка, в три с лишним раза меньше обещанных, а также 16502 грузовые автомашины, то есть в пять с лишним раз меньше, чем было запланировано.Но причина этого вовсе не в злобной ненависти империалистов к советской республике, И даже не в жадности (вполне понятной) воюющих стран к вещам, которые нужны и самим. Серьезных и уважительных причин было как минимум три.С 7 ноября по 7 декабря 1941 года шли всевозможные утряски коммерческих вопросов по размещению советских заказов на частных предприятиях – США это все-таки не СССР, где один звонок вызывал лавину процессов. Но 7 декабря Америка сама вступила в войну, и все стало пересматриваться заново. Открылись и такие фронты, как бирманский – надо было снабжать Индию, Китай, голландскую Вест_Индию… Производственные мощности далеко еще не прошли военную конверсию, ибо еще в 1938 военное производство США было просто смешным. Потихоньку конечно расширялись – но к концу 1941 было только что-то типа середины. То, что называется логистикой к осени 1941 года не налажено. Но работа в этом направлении велась.В 1941 оккупированный англичанами и Советским Союзом Иран – один из возможных путей доставки грузов – практически не имел развитых транспортных коммуникаций. Английские инженеры, военные подразделения и местное население (основная рабочая сила) прежде всего реконструировали железную дорогу от Персидского залива до Тегерана и на базе проселочных дорог построили современную автомагистраль с твердым покрытием, станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей. Управление железнодорожными и автомобильными перевозками взяли на себя англичане. Они же полностью реконструировали порт Бендер-Шахпур, а американцы построили новый порт Хорремшахр. Вблизи портов были возведены два завода по сборке грузовиков. Прямо с конвейера они ставились под погрузку, формировались в состав управляемых англичанами конвоев и шли в СССР. В Абадане был построен завод по сборке самолетов «Дуглас», которые после испытаний передавались советским летчикам и отправлялись на фронт. Самолеты шли и севером – в октябре 1941 года ГКО принял постановление о создании воздушного моста через Аляску и Сибирь для доставки самолетов из США. На выбранной трассе (Фэрбенкс-Ном-Уэлькаль-Саимган-Якутск-Киренск-Красноярск) к началу октября 1942 построили и оборудовали 10 аэродромов. По американским данным, в Фэрбенксе советские специалисты приняли 7925 самолетов. Истребители в Красноярске разбирали и везли по железной дороге к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики же далее пилотировали летчики, которые на них потом и воевали.Тихоокеанский маршрут являлся весьма стабильным и результативным – до Перл?харбора. С этого момента пришлось пользоваться только советскими транспортами – а их было до смешного мало. В итоге, конечно, около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока. А главную проблему советской стороны – нехватку собственных транспортов – решили в Вашингтоне. Дальневосточное пароходство получило по ленд-лизу 128 судов. К сожалению, пропускная способность как дальневосточных портов, так и Транссиба была ограниченной, и приходилось использовать довольно опасный Северный маршрут. Любопытно, что японцы, с декабря 1941 находящиеся с США в состоянии войны, такие суда пропускали – хотя англичане, к примеру, без проблем захватывали и топили грузы, имеющие отношение к Германии даже на судах нейтральных стран.В течение весны 1942 года численность боевых самолетов возросла почти в два раза. В мае-июне 1942 года люфтваффе фактически захватили господство в воздухе и подвергали постоянным налетам Мурманск, в результате которых город, в котором было много деревянных построек, сгорел, а порт был разрушен и фактически не мог принимать суда. Увеличивалось и количество немецких подводных лодок в Арктике. Конвой PQ-18, к охране которого не было никаких претензий, все равно понес заметные потери: 13 транспортов из 40. Но и Германия потеряла в этой операции 3 подводные лодки и 41 самолет. Что же до злосчастного PQ-17, то приказ «конвою-рассеятся» отданный первым лордом адмиралтейства Дадли Паундом, (по отзывам знавших его людей убежденным врагом СССР) безусловно и стал причиной колоссальных потерь не только грузов для СССР, но и английских и американских кораблей и жизней. К счастью, к августу 1942 уже заработали и другие маршруты – поэтому саботажникам из адмиралтейства не удалось сорвать всю программу поставки вооружений из США и Англии в СССР. А срывать – было что!В 1941-1942 РККА по ленд-лизу получила 4697 танков, в 1943 – еще 3026. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики, производство в важнейших отраслях которой сократилось от 30 до 70%, отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Пока в стране не был налажен выпуск метизов (пружин, стальных канатов, ленты холодной прокатки, сверхпрочных сортов стали и т.п.), танковые, авиационные и иные оборонные предприятия до лета 1942 года в основном работали на американских поставках. Число ввезенных в страну станков было равно их выпуску в СССР в первой половине 1942 (2994). Благодаря 40 импортным станкам, поступившим в июле 1942 на авиазавод в г. Ступино, за два месяца удалось вывести его на проектные мощности.Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).Поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Особенно была важна продовольственная помощь для Ленинграда и городов Крайнего Севера. Только в Архангельске за первую военную зиму от голода и болезней погибли 20 тыс. человек –каждый десятый житель. И если бы не 10 000 т канадской пшеницы, поставленных в Архангельск с согласия Сталина, количество умерших оказалось бы гораздо большим. Не забудем и 15 млн. пар обуви, которые носили советские солдаты.Огромную роль сыграли полученные по ленд-лизу средства связи и радиооборудование. По оценке специалистов, в этой области СССР отставал от союзников почти на 10 лет – что убедительно показало 22 июня 1941 года. В 1942-1943 поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами – 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце 1943). Поступление американских радиостанций В-100 в РККА установило ранее отсутствовавшую связь в звене «дивизия-полк». А ввоз телефонного кабеля в 1943 втрое превысил его производство в СССР (всего поставлено 2 млн. км).Трудно переоценить поставку 445 английских и американских радиолокаторов в 1942-1943 (в СССР в это время лишь приступили к разработке опытных образцов). 200 станций высокочастотного телефонирования (производство в СССР отсутствовало) обеспечили надежную связь между Москвой и такими крупными городами, как Ленинград, Киев, Харьков, Свердловск, Куйбышев и др.СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 было 5,4 %, в 1944 в РККА – 19 %, на 1 мая 1945 – 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % – трофейные автомашины). За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % –отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счет старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства по мобилизации. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 76-мм и 122-мм арт. систем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с двумя ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и GMC (Джиемси) (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолеты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР; но до войны СССР имел 25.000 локомотивов) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тыс. автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов (здесь необходимо учитывать с одной стороны – довоенное количество техники, с другой – ту технику, которая досталась немцам). США поставили два млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — два млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. Последние военные корабли были получены Советским Союзом уже после окончания Великой Отечественной. Насколько хорошо воевала бы РККА без всего этого – Бог весть. К примеру, стратегический запасы алюминия СССР израсходовал к декабрю 1942 – зная. Что помощь алюминием уже отправлена из США. Правда, возможности которая была у англичан – выйти из войны на приемлемых для себя условиях – у Сталина не было.Объем американских поставок по ленд-лизу составил около $11 млрд. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949. тоже ни к чему не привели. В 1951 американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако, советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчет должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены еще в марте 1946. Тот факт, что Англия и США были союзниками в «холодной войне» против СССР, Сталина не смутил.Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона – Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга.] Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030, и сумма – $674 млн.После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию, по состоянию на 2003-й год Россия оставалась должна примерно $100 млн.Цифры, понятно, смешные – куда большее значение имели встречные поставки стратегического сырья и драгоценных металлов из СССР в США во время войны – в рамках так называемого «обратного ленд-лиза». В частности, с Дальнего Востока были отправлены 32 тыс. тонн марганцевой и 300 тыс. тонн хромовой руды, значение которых для американской военной промышленности было достаточного велико. По некоторым данным, стоимость этих поставок составила примерно $ 1,5 млрд. Вся эта информация открыта, никто её не скрывает, но до середины 80-ых мы были уверены, что США нас “кинули”, что помощь оказывалась мизерная, что эти пиндосы открыли второй фронт слишком поздно …”выжидали сволочи”…а оно вон оно как получилось…..И ещё небольшой постскриптум….все хвалят Сталина за его индустриализацию….а то что эта самая индустриализация была построена по американским готовым проектам, станки и прочее оборудование было американским, фактически 90% наших заводов – кальки американских построенных за наше золото и хлеб и голодоморы и нищета деревень прямое следствие индустриализации такого манера. Что бы не быть голословным вот несколько фактовФактически вся автомобильная промышленность СССР начала 30-ых это практически заводы Форда, “Формазон-Путиловец” название трактора Вам ни о чём не говорит? А такое имя как Альберт Ках или его фирма AlbertKahn, Inc? Почитайте просветитесь.В августе 1930 года, когда подошло время выплатить американской фирме Caterpillar $3,5 млн за оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных заводов, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов, Иосиф Сталин писал Вячеславу Молотову: «Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до трех-четырех млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов… Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба».Всего же с 1930 по 1935 год СССР должен был выплатить американским фирмам $350 млн (это больше, чем $40 млрд сегодня) кредитов плюс проценты по ним примерно на такую же сумму из расчета 7% годовых. 25 августа 1931 года Сталин написал Лазарю Кагановичу: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя». Это означало конец сотрудничества с Каном, который выполнил свою задачу в глазах советского правительства: спроектировал и заложил сеть новых промышленных предприятий, а также сформировал заказы на технологическое оборудование, которые теперь могли быть переданы в любые фирмы. И в 1932 году большевики отказали фирме Кана в продлении контракта.Я всегда задавался вопросом, почему так не любят русских, то есть не русских вообще, а Россию (СССР) нам говорили- потому, что мы несём свободу рабочим и крестьянам (угнетённым классам). С течением времени я для себя понял одну вещь: СССР как ответственное лицо уважать не за что. За период с 24-по 37 годы мы умудрились кинуть всех с кем работали- Германию (тогда она ещё не была национал-социалистской, США которым в годы кризиса было не до большевиков и они готовы были работать хоть с чёртом…Европейские страны, после того как кинули Америку….извините за что можно уважать такое руководство и такую партию?!!ЗЫ: Информацию компилировал из разных источников ( в том числе и бывших советских) все открыты, всё можно найти и проверить.PPS: А насчёт драг и лессозаготовок мы и сами неплохо справлялись….почитайте например Варлама Шарламова.