[quote name='ФатЪ'] Фильм повествует о становлении христианства. Много фактов, (или предположений) что почему то исключали многие Евангелии. Переписывались откровения, подкладывались, исправлялись. На выходе мы имеем вообще непонятно что. Непонятно во что веруют Христиане. [/quote]Фильм неплохой, но он чересчур научно-популярный. Поэтому у вас сложилось превратное впечатление о том, что якобы существовал какой-то заговор, направленный на уничтожение одних Евангелий и продвижение других с целью установки конкретных доктрин, намеренное исправление текстов и т.д. На самом деле все было совсем не так. Чтобы убедиться в этом достаточно изучить вопрос чуть-чуть глубже. Вот, например, цитата из книги Эрнеста Ренана (который был практически атеистом или агностиком) “Евангелия и второе поколение христианства”:”В действительности, было три рода Евангелий: 1) Евангелия оригинальные, первоначально составленные единственно по устным преданиям, причем авторы не имели под рукой никаких ранее составленных текстов (по-моему, таких Евангелий было два: одно, написанное по-еврейски или скорее по-сирийски; в настоящее время оно утрачено, но много отрывков из этого Евангелия сохранено в переводах на греческий и латинский языки Климентом Александрийским, Оригеном, Евсевием, Епифанием, св. Иеронимом и др. другое, написанное по-гречески – Евангелие св. Марка); 2) Евангелия отчасти оригинальные, отчасти заимствованные, составленные из комбинации прежде написанных текстов и устных преданий (такими являются: Евангелия, неправильно приписываемые апостолу Матфею, и Евангелие, составленное Лукой; 3) Евангелия, составленные из вторых и третьих рук; составленные целиком по рукописям лицами, не имевшими никакой живой связи с преданием (таково Евангелие Маркиона и так называемые апокрифические Евангелия, заимствованные из канонических Евангелий путем расширения)… Желание преднамеренного искажения могло существовать на Востоке менее, чем где-либо в другом месте, так как литературные воспроизведения предыдущих повествований или, если хотите, плагиат – обычай историографии… Было гораздо менее Евангелий в конце II-го века, когда Ириней нашел мистические доказательства, на основании которых он утверждал, что было только четыре Евангелия и не могло быть больше, чем в конце первого столетия, когда Лука написал в начале своего повествования: “Как уже многие начали составлять…” [Лука, I, I]… Устное предание производит множество вариантов; с момента записи это разнообразие оказывается неудобством. Если бы логика, подобная логике Маркиона, взяла верх, у нас было бы только одно Евангелие, и лучшим указанием на искренность христианской веры служит то, что стремление апологетов не уничтожило противоречий с целью приведения к единому тексту. На самом деле, потребность в единстве была пересилена противоположным желанием: ничего не потерять из предания, считавшегося драгоценным во всех своих частностях… Тогда скорее стремились пополнить текст разнородными дополнениями…, чем отбросить из маленькой книги имевшиеся подробности, которые считались проникнутыми божественным духом”.Очень подробно вопрос формирования христианского канона рассмотрен в книге Брюса Мецгера [link url='http://krotov.info/libr_min/m/metzger/met_01.html'] “Канон Нового Завета” [/link], где можете изучить, почему и какие книги не попали в канон, а также, какие конкретно исправления вносились в священные тексты.
Copyright ©