Про сотворение человека, так про сотворение человека. Какие тут могут быть сомнения.[quote] «На островах Таити весьма широко распространено предание о том, что первая пара человеческого рода была создана верховным богом Тангароа. После сотворения мира он сделал человека из красной земли, которая служила также пищей для людей до тех пор, пока они не стали пользоваться плодами хлебного дерева. Некоторые прибавляют к этому, что Тангароа однажды окликнул человека по имени и, когда тот подошел, усыпил его, во время сна взял у него одну из его костей («иви») и сделал из нее женщину, которую и дал человеку в жены. От этой-то пары и произошел человеческий род.[/quote]Не будучи теологом, и не вникая в какие-то детали, известные религиоведам, отмечу некоторые детали, которые мне бросаются в глаза.1. Библия не говорит о материале (что понимать под “прахом земным”). В греческом тексте Быт 2:7 использовано слово, которое у Геродота и прочих греков до-христианской эпохи (это акцент для понимания правильности перевода) использовался в смысле “пыль” (то же слово в Мк 6:11 – “выходя от туда отряхните пыль с ног ваших) и в смысле “куча” (груда земли /ο χόος ο εξορυχθείς Геродот (484-424 гг. до н.э.)/; ο εκ τοũ ορύγματος χόος Фукидид (460-400 гг. до н.э.) земля (вырытая) изо рва). 1.1 Человек не просто сотворён из “праха”. Но Бог также “вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою”. Человек причастен Божеству по самому акту творения и потому кардинальным образом отличается от всех прочих живых существ. 1.2. Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров — мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле2. Пищей первым людям служит подготовленные Богом сад, точнее плоды деревьев. А не тот же “прах”, из которого произведены.3. Сотворенный человек приятен Богу. (сравните: по Гесиоду, “дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном, были ужасны и стали отцу своему ненавистны с первого взгляда” /Теогония. 155/). [quote name='Страшила'] Даже русские черемисы (Мари) [/quote]Там несколько иная история[quote]Бог вылепил тело человека из глины и поднялся к себе на небо, чтобы принести оттуда душу для оживления человека, оставив на месте собаку сторожить тело в его отсутствие. Тем временем пришел дьявол и, напустив на собаку холодный ветер, прельстил ее меховой одеждой, чтобы ослабить ее бдительность. Потом злой дух оплевал глиняное тело и так загадил его, что когда бог вернулся назад, то пришел в полное отчаяние и, не надеясь когда-нибудь снять с тела всю грязь, скрепясердце решил вывернуть тело наизнанку. Вот отчего у человека такая грязная внутренность. И в тот же день бог проклял собаку за ее преступное нарушение своего долга.[/quote]Не находите, что слишком много деталей составляют совершенно иную картину отношений человека с Богом в версии марийцев?[quote name='Страшила'] И, думаю, нет смысла приводить список умирающих и воскрешающихся божеств в мифологии других народов. [/quote]Стоило бы. Это более ключевой момент.Особенно с сточки зрения мотивов.Приведите хоть один пример, когда Бог пожертвовал собой ради Спасения человека!.Есть в мифологии так называемые “умирающие и воскресающие боги”. Они рождаются, живут на Земле среди людей, потом умирают, как правило, насильственной смертью, потом – воскресают. Кажется, вот она – прямая аналогия Евангельским событиям! Но различие есть, и различие – кардинальное. Дело в том, что смерть языческих богов бессмысленна и случайна. И уж никак не добровольна. Не для того они воплощались! Они даже не подозревают о своей грядущей гибели. Все происходит внезапно. Злой брат Сет заманивает Осириса в ловушку и убивает. .А что в Евангелии? Христос родился для того, чтобы принять мучительную смерть на кресте, и всегда знал об этом. Он идет на страдания и смерть добровольно, вынеся всю муку понимания того, на что Себя обрекает. Этой мукой были исполнены слова Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду и просил любимых учеников побыть с Ним рядом: “И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты” (Мф.26:37-39). .Языческие боги всегда проводили четкую границу между собой и смертными. Даже полубоги, рожденные от союзов богов с людьми, становились для олимпийцев врагами и конкурентами. В христианстве, напротив, Бог настолько приблизился к людям, что стал одним из них. .Первое и самое важное отличие: умирающие и воскресающие боги язычников – это боги растительно-аграрного культа, боги, олицетворяющие собою космические циклы.Радикальное же отличие переживания тайны Воскресения Иисуса в том, что Христос – это не часть космоса. Евангелие от начала до конца – это действие Субъекта, абсолютно свободного от любых законов космоса (природы), которые Он же и создал. Ничто не понуждало Бога стать человеком – это было Его свободное решение. Ничто не понуждало Его жить в нищете среди людей, ничто не понуждало Его взойти на крест. Понтию Пилату, выносящему смертный приговор, Христос говорит, что тот не имеет над Ним никакой власти, Он Сам, абсолютно свободно и добровольно отдает Свою жизнь. [quote name='Страшила'] С этой точки зрения можно анализировать и “Властелина Колец” Толкиена [/quote]О “Властелине колец” [link url='http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28.htm'] статья на православие.ру [/link] и [link url='http://www.bogoslov.ru/text/408588.html'] богослов.ру [/link].В лекции «Беовульф: чудовища и критики» (1936 г.) Дж. Р.Р. Толкин сказал следующие слова: «Какую пользу принесет потомкам рассказ о поединках Гектора? Кто Ингольд перед Христом? Автор «Беовульфа» продемонстрировал, что в сохранении сокровищ памяти о людских подвигах во времена темного прошлого, когда человек пал, но еще не обрел спасения, оказался в немилости, но не был отвергнут, заключено непреходящее благочестие (pietas)».