OLD-idmessage-366381

#2152938
a_smurn0FF
Участник

Некоторые любят постоянно говорить о том, как же хорошо было при советах, и как плохо – при царе. В частности, не забудут сказать о недоступности образования широким массам населения, “циркуляре о кухаркиных детях” и т.п.Если внимательно почитать книгу [link url='http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/kirow.txt']Мальчик из Уржума[/link] (про детство Кирова), то можно много узнать про церковно-приходские школы.Ведь коммунисты не были склонны к украшению и преувеличению, когда дело касалось ЦПШ, ставших символом “темноты и отсталости”..Детство у Кирова было тяжелое, поскольку он в семь лет остался сиротой. Сергея и его двух сестёр воспитывала престарелая бабушка. Она получала пенсию за мужа – николаевского солдата, но на четверых этих средств было мало, и бабушка, пользуясь своими знакомствами в “буржуйской среде” (она раньше работала нянькой), устроила внука в городской приют.При этом:1) все воспитанники приюта ходили в церковно-приходскую школу, в которой учились три года; параллельно, в самом приюте, мальчиков учили ремеслу – плетению корзин. 2) тех, кто преуспел в учении в ЦПШ (в т.ч. и Киров), по окончании перевели в городское училище (УГУ). При УГУ была школьная библиотека, где ученики могли брать художественную литературу. Кстати, в захолустном Уржуме было три библиотеки и одна читальня. В последнюю пускали и детей. Киров, по словам биографа, любил читать там журналы “Нива” и “Люди и природа”. В УГУ будущий революционер проучился ещё 4 года.3) после более чем успешного окончания городского училища Киров был отправлен на учебу в Казанское низшее механико-техническое промышленное училище, за “купеческие деньги” (педсовет надавил на местных меценатов). Это учреждение входило в структуру под названием Казанское соединенное промышленное училище, в составе которого имелось ещё два низших и одно среднее училища.4) Правда, через какое-то время произошла неприятность: уржумские попечители неожиданно перестали вносить плату за обучение и “пансион” Кирова. Однако, после подачи прошения в Педагогический совет училища, будущий революционер был освобождён от платы за обучение. Также, небольшую сумму он получил в некоем “Обществе вспомоществования нуждающимся учащимся”.5) Старшая сестра Кирова выучилась на сельскую учительницу (очевидно, ей пришлось заканчивать не только ЦПШ, скорее всего это были специальные учительские семинарии с четырехлетним курсом обучения для подготовки учителей)..Если провести относительный анализ качества обучения, то придется признать, что выпусники ЦПШ были качественно более образованны чем выпусники даже современной начальной школы. Во вся ком случае есть воспоминания, что выпусники ЦПШ писали практически без ошибок, что в наше время доступно весьма немногим. .По поводу разделений училищ на “низшее” и “средний”: – “средние” готовились в техники, чуть что не в инженеры, – “низшим” редко удавалось прыгнуть выше десятника, мастера или машиниста. Т.о. в “низшем” учащиеся получали, по нынешним меркам, очень хорошее среднее специальное образование (изучалось двеннадцать предметов, в т.ч. механическое производство, устройство машин, механика, счетоводство, черчение); а в “среднем” – что-то вроде неполного высшего. Кстати, это соединенное училище в 1919 году было приобразовано в Казанский политехнический институт (сейчас – Казанский государственный технологический институт).