Я имел возможность непосредственно сравнивать качество обучения студентов ЭТФ и ССФ (в меньшей степени) с вузами. Метод прост. Студентов после 2-х курсов переводили на доучивание по более узкую специализацию, востребованную на КнААПО, который финансировал данный проект. Студенты обучались в Москве (МАИ, МИСиС, МВТУ им Баумана), Санкт-Петербурге (лично не ездил, врать не буду), Челябинске (ЮУрГУ), Томске (ТУСУР), Красноярске (СибГТУ, СибГАУ). Данный проект охватывал еще ряд вузов, куда студентов по ряду причин пока не отправляли. Сравнение показало, что по уровню фундаментальной подготовки (даваемой на 1 и 2 курсе) наши студенты либо не отстают от студентов указанных вузов, либо значительно их опережают. Я ушел из КнАГТУ 2,5 года назад, но до сих пор мне по ошибке звонят представители вузов по вопросу, связанному с обучением студентов и насколько я могу судить – программа работает.Другой факт. Когда я привез студентов на олимпиаду по ТОЭ в ДВГТУ там были очень не рады, так как первое место было гарантировано у нас. Им пришлось заставить своего студента проштудировать решения всех 7 заданий до выдачи. И увлеклись так, что выставили ему максимальный балл – за все 7 заданий – и внести в протоколы. А студент не успел или не вспомнил одно из заданий. Вышел скандал. В другой раз мне было сказано: “Конечно, ваши студенты сильнее, у них математику и физику вы сами ведете, а у нас – межфакультетская кафедра…”. Еще слышал: “У вас там криминальные авторитеты студентов заставляют учиться через побои…”. Думаете, со слабыми вузами так бы вели себя? Нас бы любили и всегда рады были видеть. Количество участников – всегда повышает престиж. Лично я сам побеждал во Всероссийской олимпиаде по ТОЭ и участвовал в Международной олимпиаде по ТАУ (первый от вуза). Через несколько лет в той же олимпиаде победил наш студент. Ну а после 2-х курсов студент уже пожинает плоды его подготовки и должен много учиться самостоятельно, это касается всех специальностей. В Комсомольске много предприятий и при желании можно уже активно заниматься практикой – мы с друзьями выпускали измерительные приборы по собственной разработке. Один из таких приборов победил во Всероссийской выставке “Энерго- и ресурсосбережение”.Нынешним студентом-технарям КнАГТУ предоставляет просто огромные возможности. Закуплено и работает большое количество оборудования. И главное: преподаватели – работают. За те деньги, которые платят за преподавание, большинство критиков не стали бы вообще работать.Года три назад ко мне в лабораторию зашел мой приятель из параллельной группы. И стал упрекать меня: “Кого вы нам выпускаете? Их же всему учить надо!”. Я заставил его задуматься: “А что сделал ты, чтоб они умели? Я не могу поставить в лаборатории реальную ЛЭП или турбокомпрессор. Сколько нового или – ладно уж, списанного оборудования ты мне принес и спросил, не пригодится ли мне для учебного процесса? Тебя интересует, что моя зарплата в три раза ниже твоей? Сколько студентов ты взял на практику? Сколько ты отдал, чтоб потом получить то, что тебе дается бесплатно – специалистов? Тебе хочется чтоб мы подстроили под тебя учебные планы и рабочие программы? И часто на тебя сторонние организации работают так же – бесплатно?”. Он сильно задумался. Жаль, что он один.Тройная спираль взаимодействия экономики, власти и образования разрушена в 90-х годах. В СССР предприятия отдавали часть прибыли в вузы – и преподавать было не только престижно, но и выгодно, а хороший инженер не чувствовал себя ущербным, работая в техническом вузе. Один депутат как-то во время предвыборной компании спросил “Что нужно Вашему вузу (не КнАГТУ) от власти?” Он был готов к вопросам типа “Дайте денег”. но к моему вопросу он не был готов: “Почему предприятие, которое является вашим подрядчиком, не берет наших студентов на практику? На работу – да, а на практику – нет. Вы – власть, воздействуйте хотя бы на вашего подрядчика – другой помощи нам не нужно.” Он замешкался с ответом и сказал что-то вроде: “Они – коммерческое предприятие, и у нас нет права”. А у кого должно быть право влиять на эти процессы? Только у власти. А раз тройная спираль разрушена – то у вуза нет ответственности перед заказчиком: заказчика-то нет. Я предвижу возражения: “Ваш заказчик – налогоплательщик… Вы – обязаны…” и т.п. Скажу сразу: даже не пытайтесь сделать людей массовыми идеалистами. За ответственную работу человек хочет получать достойную зарплату.А преподавателям КнАГТУ – огромный респект. За то, что они работают так, как и не снилось многим московским вузам. В одном московском вузе студенты мне рассказали, что препода у них читают 3-4 лекции в начале семестра – для этой зарплаты никто больше работать не будет. Я был также в вузах. где средний возраст профессорско-преподавательского состава – 75 лет. Тот же МАИ потерял часть своих корпусов – там продают машинки Рено, а весь радиоинженерный “Пентагон” отдан коммерсантам. А КнАГТУ – прирос от 3-х корпусов до 5.Сказанное мной относится к техническим факультетам и разумеется – ФКТ. По гуманитариям – юристам, менеджерам, филологам – я ничего не скажу. Эти специальности всегда находились для меня как бы в параллельном мире, большинство – даже в удаленном корпусе.Учитесь, люди в КнАГТУ. Ничто потом не мешает вам взять академсправку и после 2-х курсов доучиться по той же специальности уже в центральном вузе. Сейчас студентов не хватает, и вас возьмут. Подготовки вам хватит более чем – вы там еще и отличниками будете. Если захотите. Думаю, после 2-х курсов вы либо реально оцените себя и уж точно не поедете никуда. Либо не решитесь уехать, так как приживетесь уже.И еще. Мне кажется, что Москва в техническом образовании уже не та. Уж лучше тогда закончить ЮУрГУ – и цены ниже, и вуз – крупнейший в России. И в отличие от Москвы – там читаются ВСЕ лекции. И оснащение – от образцов ФАУ-2 до электронных микроскопов. Основное направление – технические специальности вплоть до аэрокосмической техники.Поступай правильно, абитуриент) Удачи!
Copyright ©