OLD-idmessage-412352

#2195481
 VaIerik
Участник

Был вопрос по квалификационным требованиям к учителям в школах города. Отдел образования администрации города предоставил следующую информацию: К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном законодательством РФ об образовании (ч. 1 ст. 331 ТК РФ). Согласно ч. 1 ст. 46 Закона об образовании педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее) и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.Несоответствие соискателя этим условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательную организацию и в силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных организациях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации и стажу работы, содержащимися в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).Раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” ЕКС утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н. Квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.Так, учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки “Образование и педагогика”, либо образование данного уровня в области, которая соответствует преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации, без предъявления требований к стажу работы, что следует из разд. III “Должности педагогических работников” ЕКС, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.Помимо этого, в соответствии с разделом «Должен знать», работник, принятый на должность «учитель», должен обладать комплексом знаний необходимых для выполнения данной трудовой функции, к которым в том числе относятся знания в области методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету. Сложившая практика проверок представителями Рособрнадзора образовательных учреждений города Комсомольска-на-Амуре показывает, что, в случае допущения руководителями образовательных учреждений к преподаванию предмета педагогов, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», но не имеющие образования (или профессиональной переподготовки) по преподаваемому предмету, в отношении таких руководителей возбуждаются дела об административном правонарушении. Таким образом, в случае непредоставления педагогическим работником документа (документов), подтверждающих наличие необходимых знаний в области преподаваемого предмета, методики его преподавания, учебников, руководитель образовательного учреждения может воспользоваться абзацем 4 статьи 84 Трудового кодекса РФ и уволить работника в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.