Быть или не быть военному аэродрому Дземги?Сначала личные впечатления. Моя молодая семья проживала в коммунальной комнате на третьем этаже по улице Уральской,12. Приводной красный фонарь стоял над потолком моей комнаты метра на 3 выше. Интенсивность полетов была невероятной. Завод выпускал более 200 самолетов в год, каждый самолет проходил несколько предполетных горячих обкаток двигателя. Плюс несколько испытательных полетов каждого самолета. Плюс полеты боевых самолетов Таллиннского полка. Всегда, когда я сидел за столом вечером у окна, то все приземляющиеся самолеты, казалось, летели прямо в мое окно. Зрелище завораживающее, рев двигателей неимоверный, ребенок пугался. Я фантазировал, а что если самолет промахнется на несколько метров по высоте и влетит в мое окно?Все девятиэтажки Ленинского района ловили окнами шум взлетающих и приземляющихся самолетов. Это раздражало людей и вызывало сотни жалоб населения. Партийные органы города поддержали обращения граждан. По нашему настоянию состоялось несколько комиссионных проверок довольно высокого уровня, которые подтвердили справедливость замечаний.Понимая, что перенос взлетной полосы длительное и дорогостоящее предприятие, были определены первоочередные меры по снижению шума: большую часть взлетов-посадок перенаправили на северное направление, на заводе ввели ограничения по времени горячих прогонок двигателей, изменено расположение защитных экранов при гонке двигателей, введены ограничения на начало утренних и вечерних полетов. Рассматривалось предложение о перебазировке части самолетов Таллинского полка на аэродром Хурбы. Проведены мероприятия по снижению уровня микроволнового облучения населения со стороны приводной радиолокационной станции на сопках 6-го участка.В тексте ответа прокурора как раз и цитируется один из таких документов. Я проводил встречи с представителями Минобороны, Минавиапрома, руководителями авиазавода, градостроителями, работниками СЭС и др. Несмотря на высокую стоимость этого решения, все соглашались, что перенос аэродрома неизбежен. Минобороны пообещало, что при постановке нового самолета Т-50 оно профинансирует эту работу. К сожалению, согласованного письменного решения мы не успели получить – перестройка все сломала.Сейчас положение несколько изменилось. Резко упало количество выпускаемых самолетов, спала острота реакции людей, что чувствуется по примирительной реакции участников форума. Но вопрос шумовой безопасности и санитарной зоны, связанный с глиссадой взлета-посадки самолетов остался. Город перерос свои рамки, навис и над аэродромом Дземги. Такая же проблема с необходимостью переноса ж/д ветки, пересекающей город по ул. Севастопольской и Северному шоссе. Есть решение, записанное в генплане города от 1987 года, о переносе этого участка на север за завод Амурсталь. Эти два вопроса необоснованно проигнорированы недавно при принятии изменений к генплану города. К слову, стоимость строительства новой взлетной полосы в Хабаровске определена в 9 млрд. рублей. Для сравнения: стоимость строящегося стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге уже перешагнула за 36 млрд. рублей.И еще немного из истории города. В 1933 году после наводнения, затопившего строительную площадку завода, было принято решение о переносе стройки в район 8-го участка и вплоть до улицы Уральской. К чему это привело? Завод наехал на территорию будущую жилого массива поселка Дземги (тогда соцгорода). Если бы… Если бы реализовались первоначальные планы строительства, то сейчас Дземги были бы вдвое шире, улицы проходили бы по территории, занятой корпусами завода, в том числе и по территории аэродрома. Но теперь это фантазии.
Copyright ©