OLD-idmessage-470822

#2251720
Felis
Участник

Хлебозавод занимает такое колоссальных размеров здание. Которое нужно обслуживать, отапливать, освещать, охранять. Вероятно, только содержание этого здания – колоссальные издержки. Наверняка там и перебор по персоналу. Как в трамвайном управлении на 12 трамваев приходится 150 человек персонала, так и тут, видимо, на один пекарный шкаф приходится десяток человек – пекари, техники, уборщицы, бухгалтера, начальники…Что бы покрыть издержки, приходится поднимать цены на продукцию. Тот же стандартный хлеб от хлебозавода стоит 38-40 рублей. У хлеба есть уникальная “эластичность рынка” – когда продукт продолжает продаваться даже несмотря на рост цен. Однако, в городе существует ряд мест, где можно купить хлеб выпечки частных пекарен. И этот хлеб стоит 23-25-29 рублей, то есть – сильно дешевле, но при этом чаще всего намного вкуснее. Это уже позволило многим отказаться от покупки хлебозаводского хлеба. И данная тенденция продолжается. Недавно владелец сети красных супермаркетов и сети больших супермакретов с белым тигром, тоже приступил к выпечке хлеба, с ценой 25 рублей за хлеб высшего сорта и 15 рублей – первого сорта. А сеть-то весьма велика. Вероятно, владельцы других сетей тоже последуют этому примеру. В сочетании с тем, что сети эти продолжают расти, география распространения более дешевого и вкусного частного хлеба, будет расширяться. Продажи хлебозаводского хлеба будут падать, а издержки на здоровенное здание завода останутся. Поднимать цену до 50 рублей за хлеб не вариант – это еще более уменьшит число покупателей. И когда расходы превысят доходы (если это еще не произошло), Хлебозавод начнет шарить в казне города, требуя покрыть его долги. Казну города будут дербанить Хлебозавод, трамвайное управление, муниципальный автобус, лишая город денежных средств. И тут получается, как обычно, дилемма: с одной стороны, МУП, который пожирает деньги из казны и потом не на что ни тротуары ремонтировать, ни детские площадки обустраивать. С другой стороны – попытка закрыть убыточное предприятие вызывает волну критики со стороны обывателей. Ведь с точки зрения народа хлебозавод был же, работал, чего его закрыли, развалили, он должен быть и точка. На какие шиши и зачем – это не важно, нужно шоб было.Нужно понимать происходящие процессы как проигрыш в конкурентной борьбе. В 90-е многие предприятия были на самом деле развалены и даже самым наглым образом разворованы. Но иногда предприятия закрываются без злого умысла руководителя, а просто потому что тупо проиграли борьбу конкурентам. Судьба такая постигает и частные предприятия. Один бизнес проигрывает другому бизнесу. Требовать от руководителя МУП-а, что бы он был более крутым управленцем, чем частник-конкурент – бессмысленно, нельзя требовать победить в соревновании, на то оно и соревнование. Если, условно, директор муниципального кинотеатра на самом деле крутой управленец и отлично управляет кинотеатром, то он уволится и откроет свой бизнес, свой кинотеатр, что бы зарабатывать больше. Отсюда выходит, что руководитель МУП-а по определению более слаб, чем тот, кто создал свой бизнес (конкурент). И следовательно, если какие-то процессы в городе успешно удовлетворяются бизнесом, цветет и пахнет конкуренция, то МУП-ам, если они уже не могут приносить прибыль, нужно тихо уходить в закат.Хлебозавод в том виде, в каком он есть сейчас, проиграет в борьбе, это вопрос времени. И потому, никто его не покупает. Хлеб в городе бизнесмены пекут все больше и больше и все они предпочитают делать это на своих шкафах и на своих территориях.Возможно, Хлебозавод можно спасти, если для него построить новый компактный дешевый цех из сендвич-панелей, максимально рационально использовать площади, максимально сократить лишний персонал. Возможно также, что сама концепция централизованной выпечки хлеба вымерла. И теперь самая эффективная модель – это выпечка на месте, прямо в супермаркете\гипермаркете. Территория в этом случае используется максмально рационально, готовую продукцию возить никуда не надо, хлеб приятно пахнет, он горячий и свежий. В этом случае, необходимо трансформировать магазины “Каравай”, которые, если не ошибаюсь, принадлежат Хлебозаводу. И прямо в этих магазинах устроить пекарни. Тогда, предприятие как юридическое лицо можно будет спасти, оно будет приносить прибыль в казну. А может быть, спасти его уже никак нельзя.