Еще 20 лет назад в нашей стране гомосексуалистов как бы не было. А если таковые обнаруживались, их ждали с распростертыми объятиями психиатры и вертухаи. Впрочем, откуда взяться гомосексуалистам в стране, где секса нет, и быть не должно, и даже мастурбация объявлена страшным извращением, за которое малолетнего преступника надо бить по рукам, или, в лучшем случае, запугивать до смерти беседами о страшных последствиях этого занятия? У народа в печенках сидели слюнявые лобзания престарелых глав государств у трапа самолета, а остальным гражданам вроде как целоваться было не по чину. Во всяком случае, кинематографистам предписывалось блюсти целомудрие советского экрана. Наше сознание усиленно охраняли от “тлетворного влияния Запада”, словно однополая любовь не существовала в природе. А тем временем ломались и корежились судьбы людей, которые были виновны лишь в том, что?любили друг друга. Не все прошли через тюрьмы и больницы, но разве жить, затаившись, носить клеймо извращенца и рисковать быть арестованным – не страшно само по себе? Кажется, что этот бред – далеко позади, и пора отнести его на свалку истории, забыть, как кошмарный и позорный сон. Ан нет! Все чаще раздаются голоса, призывающие вновь принести в жертву личную жизнь отдельных граждан ради того, чтобы поднять рождаемость, словно ни экономические, ни социальные факторы на нее не влияют, медицина наша на заоблачной высоте, и лишь наличие в обществе людей, придерживающихся неугодной сексуальной ориентации, мешает нам начать плодиться, как кролики. Среди творческих работников в СССР было немало гомосексуалистов. Разумеется, это тщательно скрывалось, и никакого отражения в творчестве не имело и иметь не могло. Западные же картины, посвященные этой тематике, до нас не доходили. Были отдельные попытки на что-то намекнуть, используя эзопов язык. Мы не могли видеть шедевров того же Фассбиндера. Любой намек на гомосексуализм в искусстве карался. Показательна судьба Сергея Параджанова, который отсидел за любовь. Его фильмы – лишены гомосексуальной тематики, но творец ответил перед законом за личную жизнь. Лишь смутные слухи, сплетни и домыслы были уделом режиссеров-гомосексуалистов, либо тех, кто решился отразить в творчестве эту тему. Советский Союз оставался страной, где нет НИКАКОГО секса. Что уж говорить об “извращениях”? Одним из первых режиссеров, заинтересовавшихся гей-кино, в России является Дмитрий Фролов. Его экспериментальные работы интересны прежде всего тем, что это – взгляд натурала, который исследует проблемы взаимоотношений людей одного пола. Впервые гомосексуальные мотивы прозвучали в его фильме “Ночи полнолуния”, посвященном событиям августа 1991г. Навязываемая извне несвобода, подавленные желания, неясные порывы и стремления. В этой работе еще нет прямого освещения темы однополой любви, лишь – тонкие намеки, неявные ассоциации. Режиссеру хватило ума и такта не вплетать в ткань политизированного произведения откровенную спекуляцию. Слишком просто увязать тоталитаризм с запретом быть самим собой, используя общие места – гомосексуализм, еврейский вопрос. Особенно – если не внедряться в материал, исходя скорее из логики мифа и знака, нежели из реальности, что предполагается пространством картины. В “Ночах полнолуния” есть лишь отблеск нереализованных, скрытых, подспудных влечений, странного томления. Через несколько лет вышел фильм “Шатангер Ялок”. И вновь режиссер безупречно корректен, хотя и ироничен. Экранизируя повесть О.Тризняка, автор усилил гей-тему, сделав ее – главной в фильме. И раскрывает – через встречу родственных не тел, но душ. Геи в исполнении натуралов (все актеры Д.Фролова придерживаются традиционной сексуальной ориентации, что не мешает им иметь тысячу иных странностей[smile ;-))] неловки, но бесконечно трогательны, наивны и чисты. “Дерьмовочка” – иной эксперимент. Во-первых, это – уже откровенная комедия, во-вторых, эксперимент с треугольником. Что будет, если идиллическое существование пары молодых людей, будет нарушено появлением женщины? Разумеется, герои обретут взаимопонимание, при чем – весьма экстравагантным образом. А тему треугольника режиссер исследует еще раз – в фильме, который готовится выпустить в скором времени. Двое мужчин, женщина, младенец. Переплетение рук, тел, взглядов. Фильм “Вечеря” еще не вышел, но выставка скрин-шертов на Пушкинской 10 уже проводилась.Почему же режиссер-натурал так интересуется вопросами нетрадиционной сексуальной ориентации? Являются ли его работы реализацией собственных подсознательных склонностей, или – это лишь желание понять, осмыслить и выразить на экране иную форму мышления, чувствования, иное мировоззрение? Лучшие фильмы про женщин снимают мужчины, про насилие – пацифисты, про черных – белые. Сторонний, не вовлеченный наблюдатель чаще всего вернее оценивает происходящее, нежели участники событий. Кроме того, любой режиссер знает – чем острее предлагаемые обстоятельства, конфликт, ситуация, тем – лучше для произведения. И если режиссер-гей неизбежно будет рассказывать о себе, о привычной своей реальности, что неизбежно снизит градус происходящего на экране, то, внедряясь в области, самому неведомые, автор оказывается в реальности чужой, незнакомой, все острые углы которой начинают выпирать во всей красе. А сегодняшняя наша, российская, действительность, увы, от идеала очень далека. Да, “разрешили” любить кого угодно, жить с кем хочется, и открыто проявлять свои чувства. Но гомофобия – грязь, въевшаяся в кожу общества, она, пусть неявно, но присутствует в умах и поступках. То, что нация перестает расценивать патриотизм, как некую форму жлобства, это хорошо. Но под прикрытием прекрасных лозунгов и призывов сегодня начинают копошиться силы, которые стремятся не сделать Родину процветающей страной, а лишь уничтожить тех, кто не похож на них самих. Думается, что борьба с гомофобией в первую очередь – дело гетеросексуалов. Потому что именно в их головах она гвоздем засела. Значит – надо стараться вытащить ее оттуда, проанализировать, обнаружить, что она – такая же, в принципе, мерзость, как расизм, да и – выбросить на фиг. Но, еще и еще раз – увы, пока попытки гомосексуалистов доказать, что они – не монстры, не извращенцы, а такие же люди, как все остальные, умеющие так же любить и ненавидеть, смеяться, плакать, болеть и страдать, не приветствуются массами. Насмешки, брезгливость, неприятие, перешептывания за спиной, а то и – кулак доброго молодца, у которого в голове случился заворот обеих извилин, – гордого самца, считающего себя вправе поучить жизни того, кто его не трогал и трогать не собирался. И подобное – на каждом шагу?При таких настроениях в обществе – особенно приятно, что проблемы гомосексуалистов интересны не только им самим, что есть люди, которые относятся к ним иначе, глядя в глаза, а не ниже спины.
Н. Легкова
Copyright ©