Часто, каждый из нас сталкивался с такими терминами как “жестокость”, “жёсткость”, “насилие” -особо в плоскости применения к детям. Вот и хотелось узнать мнение остальных – в чём они видят “жестокость” и “жёсткость”, ка относиться к тому – когда на ребёнка кричат-матерятся, или бьют – шлёпают подзатыльники, подпопники, ремешком вдоль спинки-попки. Где жестокость, насилие, а где жёсткое, волевое вопистание, где та грань, с моей к примеру точки зрения – когда начинается насилие в отношение к ребёнку, и в чём оно проявляется, в каких деяниях и словах? Обсудим. Столкнулся с этой темой и честно говоря задумался, а почему – думаю, что и вы когда “заглянете” вглубь этих терминов- тоже задумаетесь, и невольно зададите себе вопрос – а я ведь тоже порой был жесток к своему ребёнку, применял насилие как физическое, так и психологически-эмоциональное. Поговорим?
Моему сыну 7 лет и эта тема меня очень сильно волнует последнее время, потому как он начал проявлять характер, на деле это выглядит так как -будто он хочет сделать всё наоборот, а не как я говорю. Признаюсь иногда кричу, пару раз ему влетало (по делу, честно) и всё чаще думаю не перегибаю ли я палку, тем более что растет он без папы и без мужского влияния и примера потому как мужчин у нас нет…Не хочется растить маменькиного сынка ,но и страх примера жесткой матери тоже не хочу иметь. Поэтому Вашвопрос для меня прям не в бровь , а в глаз [smile :))]
Если колотить ребенка из за любой мелочи, как говорится “под настроение” – это уже жестокость и насилие. А если влетает за какой то серьезный проступок – это нормально. Другое дело если ребенок часто хулиганит и все делает на зло родителям, тут пора задуматся уже о причине его действий, а не бить.Мои родители в свое время выбрали другую тактику: меня никогда не били, у нас в семье была очень спокойная атмосфера. И поэтому любое повышение голоса в мою сторону воспринималось уже как наказание.
Почему возникла тема? Просто приходилось сталкиваться, как «обращаются» с детьми педагоги-воспитатели в детских домах и интернатах, и, как правило, это приводит к тому, что «непослушных» детей просто «запихивают» в психбольницу. Когда же, разобравшись – что причина в перегибах воспитания, лишений и наказаний – стараешься быстро выписать назад и понимаешь, что возвращаешь назад в «систему». Есть ещё и такой грех в психиатрии – это выполнение койко-дня – подчас за счёт именно этой категории пациентов. Подчас это отмечается и в семьях. Не скрою, как отец по отношению к своему сыну не всегда эффекта достигал словесным объяснением, приходилось и поджопник давать и голос повышать, и лишать на какое-то время удовольствий (не возьму на рыбалку – хотя всегда брал, что там говорить). Но делалось это после достаточно аргументированного объяснения, точнее сперва шлепок – потом объяснение. Но, довольно редко. И всё же думаю, что при нормальном уровне психо-эмоционального здоровья у ребёнка – он вполне восприимчив к словесным аргументированным внушениям, надо просто доказать свою позицию, подчас для этого нет терпения и времени, проще прикрикнуть и ребёнок испугавшись реализации угрозы – выполнит наши требования, что ему ещё остаётся делать? Вот только это он чётко запомнит и будет в последующем применять на практике.И ещё почему. По каналам ТВ прошла информация, что в России упразднена должность уполномоченного по правам ребёнка, их вменили «общему» уполномоченному г-ну Лукину, извините, но он – то со своими правами не справляется. Может это потому, чтобы как-то завуалировать то, что происходит с детьми, я уж не говорю о случаях различных чисто уголовного сексуального насилия. И ещё, закон о защите прав ребёнка реально работает во всех странах, а у нас мы о нём и не знаем, а если и случается, как рассуждают: «дела семейные», а эти семенные до детоубийства – и только тогда, что-то, как-то со скрипом начинает работать. Но, да ладно, это некоторый отход от темы, но него не очень понятна моя мысль.Знаете, а я не помню, чтобы меня уж сильно наказывали, только два эпизода: Отец чисто символически хлопнул ремнём по моей заднице, за то, что без спроса ушёл на рыбалку на Амур – в далёкие 70-е, и второй мама подзатыльник дала, когда я в домашнем задании в одном слове из 3-х букв сделал 2! ошибки. Обиделся и сделал ещё пару. Хотя откровенно, я не думаю, что доставлял каких-то хлопот родителям, и воспитанием они моим особо не занимались – работали, воспитывала бабушка, школа, двор ( в то время во дворе можно было чем с увлечением заняться, да шкодили – но по мелочам, но весьма искусно: кошельки с «начинкой», взрывпакеты, двери напротив алюминиевым тросиком скручивали)И вот думаю, «поджопник» к примеру: насилие или воспитание, думаю, если по делу и после неэффективности объяснения, изложенного в полнее доступной и аргументированной форме – есть метод воспитания.И ещё. Подчас ребёнок начинает закатывать истерику в магазине по поводу покупки игрушки и т.д., лучше игнорировать такую истерику, как бы ни было стыдно перед окружающими, а в следующий раз, постараться не брать его туда, где есть подобный соблазн и повторение ситуации – пусть пройдёт немного времени – подрастёт, более понятлив будет.
Я полагаю, в первую очередь ребенок должен понимать, за что его наказывают. А методы? Это уже зависит от воспитания самих родителей.
К примеру, вот как определяется насилие над ребёнком в международном законодательстве о правах ребёнка:”Над ребенком совершено насилие, если:его истязали, ему нанесли побои,его здоровью причинили вред,нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу. ребенка запугивали, если:ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,использовали для запугивания свой рост, возраст,на него кричали,угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее). К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:религиозной организации,суда,милиции,школы,спецшколы для детей,приюта,родственников,психиатрической больницы и так далее. Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если: унижают его достоинство, используют обидные прозвища,используют его в качестве доверенного лица,при общении с ребенком проявляют непоследовательность,ребенка стыдят,используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому) Над ребенком совершено экономическое насилие, если:не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.взрослыми растрачиваются семейные деньги.ребенок используется как средство экономического торга при разводе. к ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:угрозы бросить его (а в детском доме – исключить и перевести в другое учреждение),угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам. К ребенку взрослые относятся жестоко, если:используют свои привилегии:обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным, отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами,ребенка перебивают во время разговоровПраво, после этого задумаешься, а всё ли в порядке у нас в семье и в обществе в целом.
Вот, к примеру, информация о том, как понимают насилие по отношению к детям в некоторых отдельных странах. По данным американской некоммерческой организации «Project Harmony», насилие над ребенком, если: «его истязали, нанесли побои, его здоровью причинили вред, нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу. Ребёнка запугивали, если: ему внушали страх с помощью жестов и действий, взглядов, на него кричали. А также использовали для запугивания свой рост, возраст, угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребёнка, друзьям, животным).К жестокому обращению относится также использование силы общественных институтов: религиозных организаций, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, психиатрической больницы.…Кроме этого относится и: унижение его достоинства, использование обидных прозвищ, использование его в качестве доверенного лица, при общении с ним проявляется непоследовательность, пристыживание ребёнка…Экономическое насилие: не удовлетворение его основных потребностей, контролируемое поведение через деньги, когда взрослыми растрачиваются деньги, предназначенные для ребёнка. А также: если ребёнок используется как средство экономического торга при разводе. Угрозы бросить его, а в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение.К ребёнку взрослые относятся жестоко, если: используют взрослые свои привелегии, обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым, отказываются сообщать ребёнку решения, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, несообщение о посещениях его родителями или опекунами, перебивают ребёнка во время разговора…».Вот такие сведения, перечитаешь и задумаешься, а в своей семье, в обществе – всё это довольно часто имеет вполне нормальный, если не сказать нормативный акт, нормальную форму воспитания.
Кто хотел высказаться – высказался, тему можно закрыть. Вот только смотря канал “Animal planet” невольно возникает мысль, что где-то к животным относятся лучше, чем мы порой к детям. Спасибо.
Copyright ©