Россия-щедрая душа

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 40 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #2069832
    pavelz
    Участник

    ну и чтобы подойти к вопросу немного “научно” 🙂 вот вам [link url='http://www.worldenergyoutlook.org/docs/weo2009/WEO2009_es_russian.pdf'] доклад [/link] всемирно известного ежегодного издания Международного Энергетического Агентства – World Energy Outlook, где черным по белому написано цены на газ будут расти в ближайшие как минимум 10 лет… Почитайте интересный доклад

    #2069834
     VaIerik
    Участник

    [quote name='pavelz'] вас не было особой эйфории относительно сланцевых газов и прочих альтернатив природному газу [/quote]У меня никогда не было никакой эйфории – ни особой, никакой другой – относительно любых газов, даже природного. Просто пока “Газпром” в лице своего руководства сидел… на стуле, и строил грандиозные планы захвата американского рынка газа, оказалось, что американцы не просто сидели на стуле, а еще что-то придумывали. Конкретная статистика, без мнения неизвестного автора под псевдонимом “Самотлор-экспресс” может быть взята [link url='http://www.ng.ru/energy/2010-04-13/14_revolution.html'] здесь [/link] , [link url='http://www.energystrategy.ru/press-c/source/8.04.10-MA.htm'] здесь [/link] . Речь о том, что следует не хлебать лаптем щи в ознаменование подписания протокола о строительстве очередного потока, не дарить братьям-славянам скидку в треть цены, а работать (причем, головой) над снижением издержек. Слышали советскую рекламу “Летайте самолетами Аэрофлота”? Как думаете, чем еще можно было летать в СССР на внутренних линиях? Хотите рекламу “Выбирайте Газпром”? А есть еще из чего выбрать? Очень удобно продавать дорогой товар монопольно, ничего не делать для его удешевления и при этом гордиться собой. Вот это мне и не нравится. Тема ветки – про нашу “Щедрость”. Я имею ввиду щедрость Родины, оплаченную из нашего с вами кошелька.

    #2069837
     VaIerik
    Участник

    [quote name='pavelz'] Почитайте интересный доклад [/quote]Докладываю: доклад прочитал 🙂 Сам факт роста цен, в т.ч. и на газ мною никогда под сомнение не ставился, более того, я сам приводил это утверждение ранее. Я же хочу обратить Ваше внимание именно на то, что просто заработать на самом факте роста цен, при сохранении существующего отношения к процессу добычи газа (как с технической, так и с политической точки зрения) у России в лице “Газпрома” скоро получится только на самих россиянах. Видели в докладе сначала фразу о том, что спрос будет устойчиво расти, а потом о том, что предложение будет опережать спрос по своим темпам? А про североамериканские нетрадиционные источники? Именно эту позицию я аргументированно отстаивал в дискуссии. Скажу больше, она (позиция) так и осталась неизменной.

    #2070803
    Gooser
    Участник

    Нарыл Вот в интернате любопытную инфу. Какие же мы все таки золотые люди! Оплачиваем Серебреные икорницы за 1,5 милиона рублей))В продаже появилась база «Госконтракт», в которой указаны денежные суммы, оплаченные из госбюджета на содержание чиновников и силовиков. В отличие от сайта zakupki.gov.ru, информацию на котором найти достаточно сложно*, база «Госконтракт» позволяет каждому налогоплательщику получить максимально полные сведения о том, куда уходят бюджетные деньги. Теперь мы знаем, сколько стоят авиаперелеты слуг народа, их телефонные беседы, покупка и ремонт автомобилей. А еще мы узнали, какие они приобретают «цацки».Администрация президентаЗа период с 2006 по 2009 год мы насчитали более 22 тыс. госконтрактов, заключенных Управлением делами президента с организациями и поставщиками. Основную часть средств «съедают» ремонт, эксплуатация огромного количества административных зданий, оплата коммунальных услуг, покупка и содержание импортного автопарка. Цифры впечатляют. За первые три месяца 2007 года только за ремонт объектов и оборудования, расположенных в столице, было уплачено 158 млн 653 тыс. рублей. Авиаперелеты высших лиц тоже обходятся далеко не дешево. К примеру, в 2008 году Управделами и авиакомпания «Россия» заключили соглашение №УД-132, цитирую: «Оказание услуг по авиационным перевозкам президента РФ, вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ, председателя правительства РФ, председателей Федерального собрания и Госдумы РФ». По этому документу «избранные и не вступившие» за год налетали на 1 млрд 127 млн 975 тыс. рублей (или почти на 30 млн евро). В среднем рейс на частном самолете Москва—Лондон обойдется в 30 тыс. евро. Таким образом, на эту сумму пять первых лиц государства могли совершить тысячу полетов, или почти три рейса в сутки. Для сравнения: по данным Wall Street Journal, годовой бюджет на перелеты членов конгресса США (а их 435 человек) в 2008 году составил $13 млн. А затраты на авиационные перевозки британской королевской семьи, состоящей официально из 15 человек, в 2009 году обошлись Великобритании в 5,3 млн фунтов стерлингов, или в 4,6 млн евро. Не отстает от остальных управлений и президентская автобаза. В 2007 году, уже имея большой парк «Мерседесов» и «Ауди», Управделами президента закупило в СП «Азимут» 45 автомобилей «БМВ-525 IA» (64 млн 536 тыс. руб.), 30 штук «БМВ-740 LI» (110 млн 263 тыс. руб.), автомобиль «БМВ-750 LI» (4 млн 350 тыс. руб.) и «БМВ-760 LI» (16 млн 800 тыс. руб.). Кстати, мы выяснили, во сколько обходится эксплуатация злополучных мигалок на «членовозах». Согласно заключенному контракту №242 К-948 от 29.01.2007, за «текущий и капитальный ремонт, установку спецсигналов на автомобили иностранного производства» автобаза президента заплатила ЗАО «Спектр» 250 тыс. рублей. И это только один из контрактов. Думаю, гражданам небезынтересно будет узнать, во сколько обходятся президентские официальные мероприятия и корпоративы. Например, «услуги по организации мероприятия в связи с представлением послания президента Федеральному собранию РФ 05.11.2008» стоили 407 490,53 руб. А за оформление цветами помещения, где проходила встреча Нового, 2007 года, налогоплательщики выложили 583 тыс. 450 рублей. За светоустановку и сценические конструкции — 180 тыс. и 282 тыс. соответственно, а за пневмофейерверк — 75 тыс. 280 рублей. Также из кармана налогоплательщиков были оплачены изготовление и поставка памятных сувениров, посвященных 15-летию Управделами президента. Эти «цацки» обошлись в 1 млн 766 тыс. рублей. А пакеты с логотипом для подарочного фонда президента стоили 382 тыс. 500 рублей. Распоряжением №398 РП от 31 марта 2008 года в «Русских ремеслах» были закуплены серебряные икорницы на сумму 1 млн 339 тыс. рублей и другие сувениры — на 500 тыс. Серебряная икорницаВесьма активно оприходует средства из федерального бюджета ФГУП «Московский Кремль». Это и понятно: в реконструкцию и отделку залов Кремля были вбуханы огромные деньги, и это хозяйство нужно поддерживать в хорошем состоянии. У музея даже имеется свое «Общество друзей». Правда, состоят в нем люди сплошь бедные и неимущие. Зато с большими запросами. В 2008 году россияне заплатили за проживание «друзей Кремля» в гостинице «Аврора-люкс» 493 тыс. 358 рублей.Другие чиновникиСо своих старших товарищей берут пример и чиновники рангом пониже. Вот только несколько примеров: Арбитражный апелляционный суд г. Ростова-на-Дону приобрел «Лексус LS 460» за 3 млн 385 тыс. рублей. Даже «Всероссийский центр карантина растений» (Раменский район, пос. Быково, Пограничная ул., 32) закупил пару «Ленд Крузеров» за 2 млн рублей и три «Тойоты Камри» по 800 тыс. Наверно, растения могли совсем погибнуть, если бы руководство этой организации передвигалось на «Волгах» или «Жигулях». Но больше всех удивил Пенсионный фонд. Помимо эксплуатации собственных дорогих иномарок эта госструктура арендует еще и лимузины представительского класса. В кризисном 2009 году «пенсионеры» за аренду нескольких «Ауди А8 L» и «Ауди А6» выложили ООО «СчетСпецТранс» 27 млн 601 тыс. рублей. Видимо, стариков или ветеранов на экскурсии возили. Но это еще не все. В 2007 году за обслуживание автотранспортом сотрудников аппарата полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Управделами перечислило «Транспортной компании «Барс» 9 млн рублей. За проезд сотрудников аппаратов полномочных представителей президента, местом работы которых определены Нижний Новгород (Приволжский округ), Ростов-на-Дону (Южный), Екатеринбург (Уральский) и Новосибирск (Сибирский), заплатили еще 91 млн рублей. В том же году за «оказание услуг по организации воздушных перевозок полномочных представителей президента в Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах и сотрудников их аппаратов» выложили 59 млн рублей. За авиаполеты полномочных представителей президента в Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах и сотрудников их аппаратов заплатили 59 млн 300 тыс. рублей. Только за первые три месяца 2008 года оказание комплекса услуг по бронированию и оформлению проездных документов, связанных с авиационными и железнодорожными пассажирскими перевозками лиц, социально-бытовое обеспечение которых возложено на Управделами президента, обошлись госказне в 87 млн 600 тыс. рублей. В 2007 году аппарат полномочного представителя президента по ЮФО наговорил по мобильникам на 300 тыс. рублей. В Дальневосточном округе — на 2 млн 500 тыс. На Урале — на 650 тыс. рублей. А «смотрящие» от Кремля в Сибирском округе и в СЗФО пообщались на 1 млн 200 тыс. и 500 тыс. соответственно.ФСБХозяйство директора ФСБ господина Бортникова тоже далеко не маленькое. У чекистов имеются свои строительные управления, проектные институты, больницы, дома отдыха, автохозяйство, авиация, флот, спортивные базы и даже внутриведомственная санэпидемстанция. За последние годы для нужд ФСБ были построены 60-квартирный дом в Петрозаводске, 144-квартирный дом в Архангельске и два дома на 90 квартир в Пскове и Улан-Удэ. А также Центр медико-психологической реабилитации санатория «Байкал», спорткомплекс для Хабаровского пограничного института ФСБ РФ на Дальнем Востоке и Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ РФ в Нижнем Новгороде. А для управления авиации ФСБ РФ были куплены квартиры в г. Железнодорожном на сумму 16 млн 901 тыс. рублей. Кроме того, проведены дорогостоящие ремонтные работы в здании УФСБ Москвы и области, Хабаровского края, Рязани, Биробиджана, Читы и Амурской области. Помимо этих затрат налогоплательщики оплачивают покупки и содержание дорогих иномарок, на которых передвигается руководство ФСБ. А их тоже немало. Запонки с бриллиантамиПереходим к «цацкам». По заказу войсковой части №55056 ФСБ РФ ООО «Сигнум» изготовило триста «Эмблем ФСБ в рамках» на общую сумму 442 тыс. 500 рублей. Затем эта же часть заказала закрепки для галстуков с эмблемой ФСБ. Закрепки обошлись госбюджету в 2 млн 122 тыс. 740 рублей. Кстати, за последние два года это подразделение приобрело большое количество дорогих иномарок: Mercedes-Benz S-600 Long за почти 12 с половиной млн рублей, Mercedes-Benz S-600 L за 7,5 млн, Mercedes-Benz S500L 4 Matic за 6,5 млн и т.д. Судя по данным Федеральной антимонопольной службы, в/ч 55056 (командует Василий Иванович Кубаев) — постоянный участник тендеров и аукционов по размещению госзаказов и не раз получала предупреждения от этого ведомства. В прошлом году «Рособоронзаказ» провел внеплановую проверку документации части. Результатом явилось грозное предписание о «привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение федерального законодательства о размещении государственного заказа». В 2008 году столичное УФСБ заказало у частного предпринимателя Малюсова изготовление трех гербовых эмблем «ФСБ РФ», «УФСБ по Москве и области» и «Антитеррористического комитета РФ». Стоимость сделки — 1 млн 890 тыс. рублей. В 2008 году московское УФСБ закупило еще и снегоход YETI V-800. По каким столичным улицам рассекает этот снегоход стоимостью 1 млн 294 тыс. рублей? А в 2007 году отличилось руководство пограничных войск ФСБ. В духе советских времен оно провело акцию «Равнение на книгу» — 2 млн 400 тыс. рублей. Лучше бы начальник управления воспитательной работы пограничной службы ФСБ РФ генерал-майор Меркотун провел акцию о вреде курения. А то его бойцы постоянно «стреляют» сигареты у пассажиров в «Шереметьево».ФСОФедеральная служба охраны (руководитель Евгений Алексеевич Муров) тоже далеко не бедствует и «съедает» огромные средства. Только один капитальный ремонт объекта ФСО на Валдае обошелся казне в 11 млн 500 тыс. рублей. Недавно ведомство прикупило Mercedes-Benz S 600 L со спецзащитой кузова за 27 млн рублей. За три последних года на покупку запчастей для «Мерседесов» ФСО из нашего кармана ушло 60 млн 500 тыс. рублей. А в 2009 году за ремонт «Ауди» госбюджет выложил еще 4 млн рублей. В 2008 году ФСО закупило на Ижевском заводе 10 наградных пистолетов Ярыгина, «украшенных символикой ФСО, в футляре» на сумму 1 млн 200 тыс. рублей. Кроме того, руководство президентской охраны прикупило охотничьи ружья Benelli M2 и Beretta DT10, а также карабин Blaser R93 Standart с оптическим прицелом Zeiss. Ружья стоили 208 тыс. и 213 тыс. рублей соответственно, карабин — 188 тыс. рублей. Видимо, для отстрела ворон на территории Кремля.Другие силовикиСудя по всему, остальные силовики тоже не привыкли считать деньги. В 2008 году МВД закупило в ЗАО «Нью-Йорк Моторс Москва» бронированный «Мерседес S 600 L» за 20 млн 425 тыс. рублей. Кто передвигается на этой «игрушке» в министерстве, возглавляемом Рашидом Гумаровичем Нургалиевым, гадать не нужно. Затем милиционеры приобрели два «Мерседеса S 500 L» за 8,5 млн. В 2007 году Главный центр обеспечения ресурсами МВД закупил десять «мерсов» на пятнадцать «лимонов». Не исключено, что это те самые «Мерседесы», за которые немцы выплатили «откаты» российским чиновникам (см. №№38, 42 «Новой» за 2010 г.). В 2007 году Госнаркоконтроль (руководитель Виктор Петрович Иванов) купил в ООО «Панавто» «Мерседес Бенц G 500» за 3 млн 800 тыс. рублей и еще несколько иномарок. В 2008 году Центральное управление таможни (руководитель Андрей Юрьевич Бельянинов) обзавелось «Ауди А8 L 6.0» за 6 млн 830 тыс. рублей. А за год до этого таможенники закупили 120 автомобилей «БМВ» на общую сумму 197 млн 987 тыс. 904 рубля. Следственный комитет (руководитель Александр Иванович Бастрыкин) купил два Infiniti QX56 за 5 млн рублей. Сколько стоит ремонт и техобслуживание упомянутых автомобилей, налогоплательщикам лучше не знать. Для примера: в 2007 году управление вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы за ремонт и техническое обслуживание автомашин иностранного производства (98 шт.) заплатило ЗАО «Энтузиаст-Авто» 28 млн рублей. А за гарантийное обслуживание 18 иномарок МВД перечислило ООО «Спецавто» 39 млн рублей.”Наши”В базе «Госконтракт» засветилось и прокремлевское движение «Наши». В 2007 году Федеральное агентство по образованию и «нашисты» освоили довольно приличные суммы. За «поддержку проектов и программ, направленных на трудовую занятость и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», было уплачено 2 млн 150 тыс. рублей. За «организацию и проведение профильного лагеря труда и отдыха» — 2 млн 640 тыс. рублей. За проведение «президентских соревнований» — 1 млн 350 тыс. рублей. За «поддержку проектов и программ, направленных на развитие творчества», — 14 млн 700 тыс. рублей, и за «проведение всероссийской конференции по вопросам взаимодействия ветеранских объединений и организаций молодежи в работе по патриотическому воспитанию» — 181 тыс. рублей. Эти и другие подробности будет особенно интересно узнать обитателям домов престарелых и приютов по всей стране, которые выживают за счет международной благотворительной помощи. К примеру, инвалидам г. Кимры их «коллеги» из Германии недавно прислали б/у подставки для унитазов и стульчаки (8 шт.). В городском бюджете г. Кимры средств на эти приспособления не нашлось.

    #2071131
    Folkner
    Участник

    А мне радостно сообщили, что по этой теме всё обсудили и можно ставить точку. А я вот например, тоже считаю, что статья опубликованная анонимом на портале ucos, который является такой же помойкой как Narod.ru, не стоит выеденного яйца. Что по этому вопросу надо обращаться к серьёзной финансовой аналитике. Те же «Финансы и кредит». Или отраслевой периодике, типа “Газовая промышленность”. Что же мы увидим там? [quote ] Запасы нетрадиционных источников природного газа в Польше оцениваются в 1,36 триллиона кубометров. Если данные, полученные экспертами Wood Mackenzie, получат подтверждение, то Польша, которая сейчас импортирует более 70 процентов топлива из России, перейдет на полное самообеспечение газом. 5 Апрель 2010. [/quote]Кто же кричит о том, что этот газ миф и реклама? 6 апреля 2010 года ведущий специалист энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов заявил, что этот газ мыльный пузырь. 8 апреля 2010 года министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что вокруг роста производства сланцевого газа в мире образовался «ненужный ажиотаж». Глава “Газпрома” Алексей Миллер заявлял, что сланцевый газ не сможет оказать существенного влияния на европейский рынок. Вот откуда ноги растут у дискредитации сланцевого газа. От наших газовиков.Но уже 19 апреля 2010 года министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев заявил, что рост добычи сланцевого газа является проблемой для «Газпрома» и России. Что же заставило боссов газовой индустрии изменить мнение? А дело в том, что 25 марта 2010 года Комитет Госдумы по энергетике провел круглый стол на тему: Перспективы освоения ресурсов сланцевого газа. Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ: провести оценку газосланцевого потенциала России; изучить передовые технологии добычи сланцевого газа; оценить возможность и перспективы их внедрения в Российской Федерации; детально проработать вопросы, связанные с влиянием развития сланцевой индустрии в США, и вероятным ее возникновением в Европейских странах и Китае на текущие и перспективные экспортные поставки газа из России. У правительства появились первые заключения экспертов.Вот уже и упомянутый газовщик засуетился. “Участники Форума стран – экспортеров газа (“газовой ОПЕК”) не должны допустить снижения цены на природный газ”. Об этом заявил министр энергетики России Сергей Шматко в преддверии саммита организации в алжирском городе Оране 20 апреля, сообщает ИТАР-ТАСС. Российский министр полагает, что ФСЭГ необходимо сократить влияние спотового рынка газа (на котором сделки совершаются по текущей рыночной цене) на долгосрочные контракты, по которым Россия работает с европейскими заказчиками. К снижению цен на газ на спотовом рынке привело избыточное количество газа на мировом рынке, пишет Reuters . В результате потребители начали отказываться от долгосрочных контрактов, предпочитая им спотовые сделки. По словам Шматко, спотовый рынок “не должен конкурировать с долгосрочными контрактами в той форме, как это происходит сегодня”. Накануне встречи ФСЭГ также выступил министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль, предложивший для стабилизации цен на газ снизить продажи на спотовом рынке. Хелиль также выступил с инициативой сократить производство и добычу странами ФСЭГ углеводородного сырья. В феврале стало известно, что по прогнозам “Газпрома”, добыча газа концерном в 2010 году не вернется к докризисным показателям. При этом 2009 год в монополии назвали худшим в истории газовой отрасли. “Газпром” в прошлом году добыл 461 миллиард кубометров газа, что на 16 процентов меньше показателей 2008 года. [quote]Основные трудности у “Газпрома” вызывает падение цен на газ из-за открытия новых технологий добычи в США, а также расширения поставок сжиженного газа из Катара. Кроме того, кризис привел к сокращению физических объемов потребления ресурса Европой, куда идет большая часть экспорта “Газпрома”. 16 Апрель 2010 г.[/quote]Вот и с Польшей по-быстрому подписали соглашение о поставках газа до 2035 года, резко снизив цену. Догадываетесь почему? Сами поляки теперь не уверены, что стоит подписывать. А ведь им сделали огромные скидки. Секретно. Такие же соглашения подписаны с Турцией. Всё в рамках политики Газпрома по продлению долгосрочных контрактов. А если сланцевый газ это миф, чего тогда суетиться? Ведь цена на газ должна только расти, как написал здесь один «знаток»? Получается Газпром готов продешевить, но «застолбить» контракт?Минус сланцевого газа – добыча обходится дороже природного. Плюс – близость к рынкам сбыта. Этот плюс перекрывает все минусы. Почему? Обратимся к нефтедобыче. Sуncrude является крупнейшим проектом в Канаде по добыче нефти из нефтеносных песков. Ежесуточно Sуncrude Canada производит около 350 тысяч баррелей нефти, или около 13 процентов всей добычи нефти в стране. Однако добыча нефти на таких месторождениях технически сложна и требует значительных инвестиций. Это вам не в Аравии экскаватором черпать и по цистернам разливать. Тем не менее – 13 %. Та же ситуация и с газом. В 2009 году добыча сланцевого газа в США составила 14 % от всего горючего газа; его доля увеличивается, что в 2009 году привело к существенным изменениям в распределении мирового рынка горючего газа между странами и образованию избыточного предложения на рынке к началу 2010 года. Это уже не PR газокомпаний а, Белый Дом, заявление Пресс-секретаря по результатам анализа Министерства энергетики США.По прогнозу Оксфордского института энергетических исследований, добыча сланцевого газа в Европе начнется не раньше чем через 10 лет. Дело в том, что в Европе, где плотность населения выше, на бурение труднее получить лицензию. В США же добыча сланцевого газа – развитая отрасль промышленности.

    #2071244
    pavelz
    Участник

    [quote name='Folkner'] В США же добыча сланцевого газа – развитая отрасль промышленности. [/quote] … угу но у американцев как обычно есть маленький ньюансик, который все портит, а это то что добыча природного сланцевого газа сильно дотируемое производство и на вопрос цены добычи никто не смог назвать реальную цену добычу, озвучивая какие то маркетинговые цифры 100-150 баксов в которые никто не верит…. Второй ньюансик о котором почему американцы гордо молчат это то, что энергоэффективность или теплоотдача сланцевого газа в 3 раза ниже обычного природного газа. Третий ньюансик когда американцы говорят о новых технологиях и новых материалах при добыче, то не уточняют детали, а говорят о неком 3D моделировании… так вот добыча сланцевого газа шла до этого и сейчас идет в “новом” облике у америкосов по технологии разработанной советским ученым академиком С. А. Христиановичем в 1953 году, только к этой технологии добавлена примочка как то сейсмическое моделирование 3D GEO, т.е принципиально нового ничего не добавлено в добычу …. Четвёртый ньюансик заключается в том, что в западной прессе никому и в голову не приходит критиковать два наших проекта, а это южный и северный поток, как думаете почему 🙂 ? ответ смотрите в 3 предыдущих ньюансиках. И так можно продолжать дальше перебирать эти ньюансики… Вывод: природный газ Российский довольно дорогое удовольствие и самое главное Россия прочно занимает свою нишу рынка в этой области. И для того чтобы откусить у неё в этой сфере свой кусок пирога нужно постараться обвалить цены на её продукцию, и занять её долю рынка, а для этого все методы хороши в том числе и масштабная компания по продвижению альтернативных источников энергии типа сланцевого газа… вот и всё, ничего другого я для себя не вижу в этой истории…

    #2071364
    Folkner
    Участник

    [quote name='pavelz'] Второй ньюансик о котором почему американцы гордо молчат это то, что энергоэффективность или теплоотдача сланцевого газа в 3 раза ниже обычного природного газа. [/quote]Да, в который раз замечаю, что интернет это большая свалка. Половина которой, настоящая помойка. Люди, читайте книги! И тогда Вам не смогут морочить головы всякой ерундой.Я не горный инженер, потому в добыче сланцевого газа – метана из угольных пластов не разбираюсь. Поэтому не буду углубляться в дебри американской технологии, её разоблачения. Вам и интернету виднее. 🙂 Зато, я немного знаком с химией и физикой. Благодаря им, я наверняка знаю, что физические свойства углеводородных газов определяются их химсоставом. Природный газ, который качают по магистральным газопроводам и который Вы зажигаете в конфорке, по составу на 90% и более (иногда до 99%) состоит из метана. Оставшимися 5-10% этана и пропана можно пренебречь, и рассматривать его как чистый метан. Если сланцевый газ тоже метан, как говорят специалисты, то между ними можно ставить знак равенства с химической точки зрения. А это значит, что физические свойства их одинаковы. В том числе, теплота сгорания (калорийность) и транспортабельность. ( Кстати опять, как и в случае с технологичностью, Вы путаете терминологию: теплоотдача относится к теплофизике и переносу тепла, а не горению) Поэтому суждения о том, что у сланцевого она ниже в 3 или 2 раза, которые Вы берёте из интернета – бред сивой кобылы. Также считаю ерундой суждения о сложности его транспортировки по сравнению с природным. У метана одинаковая сжимаемость и все остальные качества, с точки зрения транспортировки. Есть 2 версии, откуда взялась в инете эта нелепая цифра 3. Кстати, многим она, видимо, кажется слишком велика, и часто встречал коэффициент 2. Прежде всего, определимся в терминах. В инете пишут и так и сяк, и называют потому разные цифири. Теплота сгорания(теплотворная способность,теплотворность,калорийность) – количество тепла, которое выделяется при полном сгорании 1 кг или 1 г топлива [quote]природный газ, добываемый по старинке, и сланцевый – это два разных газа. В первом случае речь идет про пропан-бутан, во втором – про метан. А удельная теплота сгорания метана в целых три раза ниже. То есть мировую добычу обычного газа можно заменить только тройной добычей сланцевого. Таким образом, говоря о цене сланцевого газа в сопоставлении с обычным, нужно умножать ее втрое. [/quote]Леонид Рудницкий не постыдился подписаться под этой ерундой. То, что природный газ в трубопроводах не пропан, а метан я уже говорил. Кстати, в США тоже есть пропан-бутан – сжиженный нефтяной газ(LPG)аналог российского СУГ. Теперь поговорим о калорийности. Из курса физики (8 класс) Вы должны бы знать, что химический процесс горения (интенсивного окисления) состоит в том, что атомы углерода соединяются с атомами кислорода, что приводит к выделению тепла. Поэтому калорийность углеводородов тем выше, чем выше соотношение С:Н. Поэтому больше всего тепла при сгорании выделяет чистый углерод – кокс. Потом уголь, потом нефть, потом уже газы. Из газов, соответственно, более тяжёлые – пропаны и бутаны – более калорийны, чем метаны и этаны. Поэтому сжиженные газы СУГ(в быту их называют СПБТ) калорийнее природного – метанового. Их можно транспортировать в жидком виде и при атмосферной температуре. Достаточно держать давление 8 кг. (Кстати, на разных стадиях транспортировки и хранения применяется и сжижение природного (СПГ). Но для этого нужны бешеные давления и темпер ниже -82) Газпром торгует и СУГ. В городах от них отказываются, переходя на чистый метан по причине пожароопасности и сложности в эксплуатации в зимний период. Самое важное для нас в данном случае, что продавая такой газ за рубеж наш монополист не имеет особой выгоды. Как и его покупатель. Действительно, у метана низшая теплота сгорания – 35880 кДж/куб.м, а у пропана – 93810 кДж/куб.м. Так ведь у пропана и плотность в три раза больше: относительно плотности воздуха метан – 0,55, пропан – 1,56. Сжиженные газы никто же не продает газовыми кубометрами, а как и нефтепродукты – на вес (тоннами) или (в быту) литрами (жидкости!). Вот и коэффициент в 3 раза, на который подобные умники предлагают умножать себестоимость сланцевого, чтобы уровнять с природным в объёмах ! И вот подобной бредятиной, как у Рудницкого полон интернет. Второй версией, откуда могут быть взяты такие цифры калорийности, может быть путаница с определением сланцевого газа. Дело в том, что в печах термического разложения (при пиролизе и коксовании) тоже получают сланцевый газ, если нагреют в качестве сырья природные сланцы. Этот газ имеет низшую теплоту сгорания 20000Дж/куб. Но только в силу своего деструктивного происхождения. Метан из угольных пластов – совсем другое.Так, что сообщения о низкой калорийности сланцевого по сравнению с природным полная туфта. Это заставляет меня с большим недоверием отнестись и к остальным, приведённым Вами данным, о сланцевом газе и особенностях его добычи.Читайте книги, а не сайты. Рекомендую: Коршак А.А. Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Учебник для вузов.- Уфа.2001

    #2071370
    pavelz
    Участник

    [quote name='Folkner'] Да, в который раз замечаю, что интернет это большая свалка. Половина которой, настоящая помойка. Люди, читайте книги! И тогда Вам не смогут морочить головы всякой ерундой. [/quote] абсолютно согласен, что я пользуюсь источниками из инета, но при этом имею полное право как и вы порассуждать на любую заданную тему 🙂 . Итак по теме я согласен с вами как с химиком , что если выделить метан из традиционного газа и из сланцевого газа гореть он будет одним пламенем и энергия будет выделятся равная 🙂 , но согласитесь сланцевый газ извлекают из осадочных глинистых сланцев. Да он является альтернативным к традиционному природному газу. Сланцевый газ состоит преимущественно из метана и его гомологов, с примесями сероводорода, углекислого газа, азота, водорода и гелия это я прочитал в американской википедии каюсь 🙂 . Также в источниках указывается на то, что в сланцевом газе имеется повышенное содержание радона (Ra), вот вам [link url='http://trubagaz.ru/issue-of-the-day/slantsevyjj-pshik/'] ссылочка [/link], как то мне не хочется в будущем получить ядерный грибок на кухне 🙂 , я образно конечно выражаюсь. В отличие от сланцевого газа в составе традиционного природного газа есть смесь пропана и бутана и ещё я так подозреваю куча других углеводородов. Теплотворная способность пропана в три раза выше о которой вы как химик и указали и где тут бредятина ? 🙂 . [quote name='Folkner'] Это заставляет меня с большим недоверием отнестись и к остальным, приведённым Вами данным, о сланцевом газе и особенностях его добычи. [/quote] у меня нет цели в чем то вас убеждать на форуме, каждый обязан иметь свою точку зрения, у меня она своя.

    #2018993
    Folkner
    Участник

    Мда, впечатление, что я со школьником разговариваю. Я ему: сначала надо учебник прочитать, а он нет, ты мне ответь… Вроде, я и так на пальцах объяснил. Ладно, попробую ещё раз. [quote name='pavelz'] если выделить метан из традиционного газа и из сланцевого газа [/quote]Выделять ничего не надо. Метан это химическое вещество. А природный газ, попутный, сланцевый или сжиженный всего лишь название углеводородной фракции в зависимости от её широты. Грубо говоря, подожжете природный газ, он будет гореть как и сланцевый.[quote name='pavelz' ]Также в источниках указывается на то, что в сланцевом газе имеется повышенное содержание радона (Ra), вот вам ссылочка, как то мне не хочется в будущем получить ядерный грибок на кухне , я образно конечно выражаюсь [/quote]Радон окружает нас повсюду. Во многих композитных современных материалах отделки и строительства присутствует его выделение. Вредное влияние этого газа на организм человека зависит от концентрации и времени воздействия. Радоновые ванны — лечебный метод, основанный на использовании вод или воздуха, обогащённых радоном. Кстати, он используется в приборах химконтроля отравляющих веществ. Никаких достоверных данных о количестве радона в сланцевом газе, которые бы позволяли судить о его влиянии на естественный радиационный фон помещений-зданий (ЕРФП) в упомянутой статье не приводится.[quote name='pavelz'] Сланцевый газ состоит преимущественно из метана и его гомологов, с примесями сероводорода, углекислого газа, азота, водорода и гелия это я прочитал в американской википедии каюсь . [/quote]Замечательно, осталось понять, что природный состоит из того же.[quote name='pavelz'] В отличие от сланцевого газа в составе традиционного природного газа есть смесь пропана и бутана и ещё я так подозреваю куча других углеводородов. [/quote]Блин, я для чего предыдущий пост писал? В природном газе есть ничтожная примесь пропана, а бутана, там совсем нет. От них специально избавляются при подготовке газа, если они туда, таки, попадают. Если Вы сумеете подтвердить свои подозрения и найти там эту кучу других углеводородов, то сможете претендовать на Нобелевскую премию по химии. Ещё раз: природный газ – это метан (ну, с незначительным количеством этана). Пробан-бутан – это сжиженный газ. Если у вас во дворе нет газораздатки, то Вы пользуетесь природным (в Европе пользуются именно им). Если есть, или Вам привозят газ в баллонах, то пользуетесь сжиженным. Сходите в горгаз и узнайте расценки. Последний обойдётся Вам дороже. Неважно, что его теплотворная способность выше. По деньгам Вы даже проиграете, если попытаетесь заменить природный на него.[quote name='pavelz'] и где тут бредятина ? [/quote]Бредятина в том, что сравнивается синее с квадратным.

    #2018999
    pavelz
    Участник

    [quote name='Folkner'] Мда, впечатление, что я со школьником разговариваю. Я ему: сначала надо учебник прочитать, а он нет, ты мне ответь… Вроде, я и так на пальцах объяснил. Ладно, попробую ещё раз. [/quote] уважаемый химик, если Вы себя считаете большим специалистам по газам, то это совсем не означает, что Вы имеет право оскорблять меня. Перечитайте свои дальнейшие нравоучения и найдите в них с двух раз противоречия самому себе, а потом уже поучайте. По поводу пропан бутана топайте сами на “нефтегазовые ресурсы” и спорте там с нефтяниками и газовиками, что есть в составе нефтяного газа, а чего нет. мне доказывать ничего не надо . В конце концов речь тут совсем не об этом на форуме идет.

    #2019000
    Neo1972
    Участник

    Господа, настоятельно рекомендую не отклоняться от темы… Оффтопик прекращаем.

    #2071590
    АРЕФ
    Участник

    В инете нашел данные о добычи природного газа в разных странах. Мы и США добываем примерно одинаковый объем за год. Однако доказанных запасов у нас намного больше. Казалось бы чего беспокоиться – качай дальше. Но запасы эти несмотря на огромный объем не бесконечны. В США поэтому и беспокоятся за добычу сланцевого газа, поскольку свой природный газ может скоро закончится. Имхо наша российская – “на мой век хватить, а там хоть потоп” и “щедрость” в отношении бывших “братcких” республик( пишу в кавычках потому как убежден что где начинается вопрос о деньгах, материальных благах и их дележе там как правило братские отношения заканчиваются, да и вообще в бизнесе какие могут быть братские отношения) в угоду политике в будущем могут выйти нам боком. А США к тому времени имхо разработают соответствующие технологии по эффективной добычи сланцевого газа( или скупят), запатентуют их, разработают необходимое оборудование и начнут, подобно Microsoft с ее Windows, монополизировать данный вид добычи энергоресурсов по всему миру. А мы к тому времени с нашей щедростью можем остаться без газа и доходов от него.[quote name='Folkner'] Теперь поговорим о калорийности. Из курса физики (8 класс) Вы должны бы знать, что химический процесс горения (интенсивного окисления) состоит в том, что атомы углерода соединяются с атомами кислорода, что приводит к выделению тепла. Поэтому калорийность углеводородов тем выше, чем выше соотношение С:Н. Поэтому больше всего тепла при сгорании выделяет чистый углерод – кокс. Потом уголь, потом нефть, потом уже газы. Из газов, соответственно, более тяжёлые – пропаны и бутаны – более калорийны, чем метаны и этаны. Поэтому сжиженные газы СУГ(в быту их называют СПБТ) калорийнее природного – метанового. …………Читайте книги, а не сайты. Рекомендую: Коршак А.А. Шаммазов А.М. Основы нефтегазового дела. Учебник для вузов.- Уфа.2001[/quote]Это вы в рекомендуемой вами книжке нашли? А по школьному учебнику химии наоборот – теплотворная способность метана самая высокая – 55000 кДж/кг ; пропана – 50000 кДж/кг ; бутана – 45800 кДж/кг. А природный газ, по тому же школьному учебнику, имеет самую большую теплотворность по сравнению с другими добываемыми природными видами топлива – нефть и уголь. Может поэтому у нас не совсем все хорошо с газовой промышленностью страны – по химии в школе преподают одно, а в вузах совсем другое.

    #2071592
    Folkner
    Участник

    Что же давайте поговорим о Газпроме. Уважаемый модератор, я ничего не перепутал? Тема топика Газпром? Просто мне кажется, что прежде чем рассуждать о ценовой политике и маркетинговой стратегии этой компании, надо для начала определиться в характеристиках товара, которым она торгует. Если человек не понимает, что он покупает у «газовиков» и что зажигает на своей кухне, то может, не стоит постить в эту ветку, рассуждая о перспективах глобальных проектов типа Северного потока? Нет, это только моё мнение, я могу и ошибаться. Каждый имеет право на свободные высказывания по предмету, которым не владеет. Просто полагаю, что подобное обсуждение быстро перейдёт в пустопорожний флейм. Падение цены на природный газ на спотовом рынке, вызванное кризисом и ростом добычи сланцевого газа, не единственная проблема Газпрома. Дело в том, что не только он «оседлал» систему магистральных газопроводов СССР. О проблемах с транспортировкой по ним газа в Европу через Украину, благодаря СМИ, знают все. Причиной является конечная точка магистрали в СССР – Ужгород. Корни этой проблемы в том, что при СССР была построена Единая система газоснабжения (ЕСГ). Само создание этой системы не предусматривало конкуренцию и продажу газа по рыночным ценам. Задачей её создания было строительство сети доставки во все пункты СССР. Подчеркну, экспорт газа в Европу не был главным при её строительстве. Это, кстати, доказывает, что газовая промышленность СССР не была конкурентоспособна. Единственным магистральным экспортным газопроводом был газопровод “Уренгой-Помары-Ужгород” построенный в 1983 г. В состав ЕСГ входили 155 тыс. км магистральных газопроводов и отводов, 268 компрессорных станций, 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата, 24 подземных хранилища газа. Общая длина “Уренгой-Помары-Ужгород”- 4 451 км. Это всего 2,8% от всей ЕСГ. Причём основная его часть тоже используется в доставке газа по России. Протяженность по территории Украины, когда он идёт отдельной экспортной веткой – 1 160 км. Это и вовсе 0,7 %. По этому газопроводу газ экспортируется в основном в Восточную Европу (Ужгород находится на границе Украины со Словакией) – в Австрию, Чехию, Италию, Германию. Мощность – всего лишь около30 млрд куб м газа в год. Здесь смыкались все ветки внутренних газопроводов и начинались все экспортные: Газопроводы “Дружба”,«Братство»и «Союз», (Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Чехословакией) СССР — Италия. Это крохи по сравнению с современными объёмами. Через узкое горло в Ужгороде было не протолкнуть сходу больше 30 млрд в год. Использовали танкеры и СПГ с ПХГ. Только по новым экспортным газопроводам проектов Ямал-Европа, Южный и Голубой мощность в сумме – 112 млрд куб м газа в год. То есть это можно вытолкнуть прямо сходу, не резервируя. Если бы газовая промышленность СССР была конкурентоспособна, то она была бы ориентирована на экспорт. А для этого необходима сеть газопроводов в Европу и Азию, в том числе Юго-Восточную. На примере азиатских сегментов ЕСГ хорошо видно, что никаких веток за границы СССР просто нет. Самые дальние точки Шатлык (Туркмения), Гизли(Узбекистан), Баку(Азербайджан) Они наоборот, являются местами откуда поставлялся газ, а не куда. Если товар не ориентирован на продажу, то он не конкурентоспособен, как и производящая его отрасль в СССР. Кто по-прежнему, не верит в это, может сам задать вопрос на официальном сайте gazpromquestions.ruПри этом во времена СССР добыча газа неуклонно росла. Своего пика она достигла в 1990г 815 млрд. куб м. Экспорт природного газа впервые в СССР через газопровод Дружба начался в 1970. В 1980 он достиг 50 млрд. В 1987-90 достиг максимума в 75млрд. Это составляет 9,2 % от добычи. В 1991 в самый развал он вдруг взлетел до 110 млрд. В 2009 году “Газпром” добыл только 461 миллиард кубометров газа. Ну, кризис ведь. ( В 2008 г. 549,7 млрд куб. м) Экспорт газа в 2009 году находился на уровне 216,7 миллиарда кубометров. Из них в страны вне СНГ 155 млрд.куб. Не слабо! 33,6% только в страны не входившие в СССР. А в целом почти половина теперь идёт на экспорт. А ещё кто-то говорит, что СССР «тоже» продавал газ на экспорт. Ну, да. И Дерипаска и учитель школы «тоже» имеют какой-никакой доход.О причинах этих процессов догадаться нетрудно. В СССР газ обслуживал внутреннюю энергетику и промышленность.Так вот, чтобы решать проблемы переориентирования газовой промышленности на экспорт, Газпром, как собственник основных сегментов ЕСГ, строит экспортные газопроводы. Теперь он учавствует в развитии транснациональной Евроазиатской газотранспортной системы (ЕГС).Газопровод «Ямал–Европа» (В Польшу и Германию) Газопровод «Голубой поток» (Россия-Турция) Газопровод «Северный поток»(Скандинавия)Газопровод «Южный поток» Прикаспийский газопровод. Оспаривать или подвергать сомнению необходимость их строительства на Западе не будет никто. За рубежом как раз заинтересованы в развитии ЕГС. Потому, что это означает выбор и снижение транспортных издержек. Газпром и рад бы качать всё одной трубой, но не получается. Рынок как раз и вынуждает его участвовать в этом. Хочешь продать? Не задирай цену. Что убыток? А ты больше продавай. Исключая из схемы трансферта страны бывшего СНГ, уменьшай издержки. Но мы в Европе не собираемся оплачивать твои проблемы. Суетись. Средняя дальность транспортировки по ЕСГ: внутри России – 2901 км, на экспорт – 3322 км. Для сравнения – внутренний магистральный газопровод США 4200 км. На своём сайте газпромовцы пишут что к 2020 г. независимые производители, которым они предоставляют в аренду доступ к ЕСГ России будут добывать до 170 млрд куб. м газа. То есть помимо них продавать его за рубеж хотят многие. Это рынок господа! Сдавать ЕСГ в аренду выгодно, а значит надо ещё наращивать её мощности. И вот уже разные сегменты советской ЕСГ конкурируют между собой. Страны СНГ тоже продлевают свои участки, чтобы выйти на Евро рынки. Даже те, кто сами не производят газ строят новые участки. Хохлы: Комарно-Дроздовичи в Польшу и Хуст – Сату-Маре в Румынию. Молдаване Ананьев – Тирасполь – Измаил. Даже белорусам мало участия в Ямал-Европа. Они шлепнули ветку Кобрин-Брест. Газпром вынужден участвовать и в этих проектах. Ему нужны новые мощности, чтобы толкать свой газ. Один только Тирасполь – Измаил пропускает до 21,7 млрд. куб. м газа в год. Это сопоставимо с Ужгородом. И вот уже азиатские сегменты СНГ, которые раньше продавали свой газ Газпрому, выхода-то в Европу нет, сами строят магистрали. Баку-Джейхан. Проект Набукко. Сюда газпромовцев не пускают. Можно и без них обойтись. В итоге Газпром сам закупает газ. Транспортировка газа из Азербайджана в Россию началась 1 января текущего года. В течение 2010 года российская сторона закупит у Азербайджана миллиард кубометров топлива по рекордной цене в 350 долларов за тысячу кубометров. В середине января в “Газпроме” сообщили, что объем поставок в 2011 году удвоится. Таким образом “Газпром” намеревается оставить без ресурсной базы газопровод Nabucco, который должен доставлять топливо из Средней Азии в Европу, минуя Россию. Неслабая цена!В то же время нашему монополисту приходится лавировать в общении с транзитными странами.Среднегодовая цена на газ для Белоруссии составит в 2010 году 171,5 доллара за тысячу кубометров. Про Украину здесь уже говорили.Рассчитаться за убытки Газпрома должны граждане России. Он добивается полного перехода на мировые цены внутри страны в 2011 году. А мировые это какие? Наверно не 172$ за тыщу как для Белоруси и не 200$ за тыщу кубов как сейчас для хохлов. Сколько на самом деле обойдется он потребителям в Украине и Белоруссии зависит от внутренних поставщиков. А нам продадут как в Европу за 350. 2 pavelz Если не считаете себя специалистом в вопросе, то не надо вводить людей в заблуждение, публикуя непроверенную и ненаучную информацию. Достаточно дать ссылки, чтобы каждый мог сам оценить достоверность Ваших источников. На форумах специалистов элементарные вопросы, типа состава разных газов не обсуждаются. Вообще, замечаю странную манеру ведения дискуссии с Вашей стороны. Сначала вы сами переводите разговор на технические моменты. А когда Вас начинаешь уличать в безграмотности в этих вопросах, Вы стараетесь привлечь внимание модератора, что в ветке начался офтоп. Как в обсуждении [link url='http://www.komcity.ru/forum/discussion/?id=4890&exclude_count=1&page=4'] винта [/link] и подлодки. 2 АРЕФ Что мне нравится в Ваших постах это то, что они информативны. Вы проверяете информацию. Чтобы ответить на Ваш вопрос, мне придётся рискнуть получить наказание за оффтоп. Сама реакция выделения тепла происходит при соединении С и О. Но чтобы она произошла надо приложить энергию извне. В твёрдых телах кокс и уголь трудно порвать связи между атомами. И хотя в коксе С в абсолютном выражении больше, но энергии, чтобы его разогреть тоже надо затратить больше. Т.о.он часть тепла, который выделит – потратит на свой дальнейший разогрев – поглотит. В быту это проявится в том, что если бухнуть в печь ведро кокса, то не успеете согреться, зато сожжете колосники. Кроме того нужна большая тяга – приток кислорода. В жидкости связи менее прочные. Потому нефть разжечь не проблема. Но она сгорит не вся. Газ в этом плане идеален. Мало того, что в нём легко рвутся связи С-Н и С-С. Ещё и полностью сгорит, т.к. смешивается с кислородом, не требуя притока. Теплотворная способность величина относительная. Она характеризует, кто больше отдаст тепла по отношению к весу. Кило кокса – это маленькое ведро. Кило метана – цистерна (если не сжат).Цепочку кокс- нефть-углеводородные газы я привёл, чтобы проиллюстрировать роль углерода. При горении газов испаряется больше воды. На это тратится энергия. Потому различают высшую и низшую теплотворность. Я привел данные с сайта calc.ru Хотя у меня есть и справочники. В инете эти данные есть[link url='http://eugene980.narod.ru/fh/21.jpg'] здесь [/link] и [link url='http://www.xumuk.ru/organika'] здесь [/link] А[link url='http://stringer46.narod.ru/Fuel.htm'] вот про топлива [/link] Самое интересное, что с помощью приведённых вами цифр из учебника, люди в инете доказывают, как раз большую эффективность метанового сланцевого газа, против якобы пропанового природного. Но я по работе жгу в печах пропан-бутан и природный метан и уверяю Вас, что пропан греет сильнее. Просто тут дело в сжатии и объёме и содержании углерода.

    #2071612
    pavelz
    Участник

    [quote name='Folkner'] Если не считаете себя специалистом в вопросе, то не надо вводить людей в заблуждение, публикуя непроверенную и ненаучную информацию. Достаточно дать ссылки, чтобы каждый мог сам оценить достоверность Ваших источников. На форумах специалистов элементарные вопросы, типа состава разных газов не обсуждаются. Вообще, замечаю странную манеру ведения дискуссии с Вашей стороны. Сначала вы сами переводите разговор на технические моменты. А когда Вас начинаешь уличать в безграмотности в этих вопросах, Вы стараетесь привлечь внимание модератора, что в ветке начался офтоп. Как в обсуждении винта и подлодки. [/quote] я не считаю себя специалистом в вопросах газов , но обсуждать информацию широко гуляющую в прессе и инете имею полное право, или Вы мне и в этом готовы отказать 🙂 . На технические вопросы меня ниразу тут не уводило, тут не обманывайте, я не сторонник на форумах бравировать справочными данными и проф знаниями потому что тут это смотрится глупо, как например ваше желание в вопросах винта подлодки, Вы не умеете просто отделить суть дискуссии и какие то вопросы в контексте, а начинаете проваливаться в какие то никому тут ненужные детали, ваши лекции по газам тому яркий пример, Вы просто увели дискуссию в обсуждение школьных и вузовских учебников и того что там написано и мифологии о сланцах, в то время как главный вопрос в этой ветке совсем в другом , это деньги по большому счету во взаимоотношениях РФ и её ближайших соседей …

    #2071621
    -=ink=-
    Участник

    2 pavelz: и тем не менее посты Folkner читать значительно интереснее чем, извините, ваше творчество. В первую очередь из за деталей.

Просмотр 15 сообщений - с 16 по 30 (из 40 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.