Кризис системы образования и, соответственно, падение качества образования (как следствие) обусловлен очередным витком углубления разделения труда. Нынешняя система научно-технического прогресса буксует, он замедляется по объективным причинам. Поэтому пока руководители системы высшего образования не осознают этот факт движения вперёд не будет.
Читаю эту ветку и немного грустно… Да, проблем в высшей школе много, их простыми рецептами не решить. Статус (и зарплата) преподавателя в том же КнАГТУ падает с каждым годом. Вот здесь высказываются насчет необходимости доп. нагрузки для того, чтобы больше зарабатывать (типа ИНИТ и прочее). Тогда о каком качестве образования вообще речь? Как преподаватель с более чем с 18-летним стажем скажу, что не будет качественного образования в этом случае в местной высшей школе, если для нормального уровня зарплаты преподаватель будет вынужден от зари до зари проводить в аудитории (попробуйте хотя бы четыре пары горловой нагрузки провести в аудитории в день). Здесь некоторые говорят, надо пережить “демографическую яму” и дальше все будет хорошо. Не будет, потому что пока мы будем “пережидать”, другие вузы идут семимильными шагами в сторону прогресса. Я тоже возил студентов на олимпиады (и наши ребята очень достойно выступали на всероссийских соревнованиях), и видел материальную базу тех же сибирских вузов. Мое мнение такое – качество образования наших студентов сейчас держится только на энтузиазме отдельных действительно болеющих за свое дело профессионалов, которые работают и добиваются результатов вопреки политике руководства вузом, в котором они работают (КнАГТУ). И если руководство вуза не изменит кардинально свою собственную политику управления, то о качестве образования можно не вспоминать…
Продолжу свою мысль. Качество образования зависит во многом и от технологий обучения, которые сильно продвинулись в 21 веке. Преподаватели-энтузиасты внедряют их в учебный процесс, поскольку видят серьезный рост усваиваемости знаний у студентов, а также приобретение реальных навыков и умений. Например, это могут быть деловые игры с использованием информационных технологий, которые успешно применяются во всем мире. Но мало кто задается вопросом, что проводить такие занятия намного тяжелее по трудоемкости, нежели просто дать студенту методичку… А оплата труда совершенно одинаковая, и кстати в рейтингах тоже ничего об этом не упоминается. Поэтому от руководства вуза очень многое зависит, в том числе и в части реальной (а не на бумаге) материальной базы, ибо на энтузиазме отдельных преподавателей вуз далеко не уедет. Ну а для этого пора бы руководству вуза свои приоритеты поменять…
[quote name='Cxy_cxx'] Продолжу свою мысль. Качество образования зависит во многом и от технологий обучения, которые сильно продвинулись в 21 веке. Преподаватели-энтузиасты внедряют их в учебный процесс, поскольку видят серьезный рост усваиваемости знаний у студентов [/quote]Ну, да. Если тебе дали какую-нибудь аудиторию типа 221 или 223 в первом корпусе, где на доске можно только клинопись выбивать, и кусок мокрого мела, если он вообще там есть 😀 Применяйте технологии 😀 Внедряйте! Технологии 21 века! 😀 Есть конечно, в третьем корпусе нормальные аудитории, где отовсюду всё видно и где нормальные доски, но, увы, фломастеров там обычно нет … А эти новомодные интерактивные лекции … Если бы Вы учились в СССР, Вы бы помнили, что был такой предмет ТРИЗ …., и даже лет десять назад, по-моему, он изучался Теория изобретательских и рационализаторских задач … Так вот, это один в один современное веяние – интерактивные лекции смешно даже, и мозговой штурм, и диспут, и намеренные ошибки, вдохновляющие аудиторию, только вдохновить-то можно людей интересующихся данным вопросом, а не получением баллов, зачётов, “депломов” 😀 [quote name='Cxy_cxx'] Но мало кто задается вопросом, что проводить такие занятия намного тяжелее по трудоемкости, нежели просто дать студенту методичку… [/quote]Это Вы так делаете? 😀 [quote name='Cxy_cxx'] пора бы руководству вуза свои приоритеты поменять… [/quote]Нарушить закон? Или как? Как руководство должно поменять приоритеты? Медведев говорит одно, Вы будете поступать наоборот? Ливанов говорит – делай так, Вы будете противоречить? После первой аккредитации где Вы будете, и все, кто с Вами? Мало, что ли желающих Держиморд найдётся? Сравните, например, студенческую жизнь в 80-х и сейчас – концлагерь … В том вузе, где учился я, двери и окна выносили, на демонстрации шли, забастовки устраивали … Сам в одной участвовал …Здесь студенчество забито до предела. Миллион поводов подать заявление в суд и выиграть. Менталитет советский – глубоко засевший страх непонятно перед чем … Генетический …Идеалы свободы так и остаются идеалами …
Я бы не стал пенять на Ливанова, Медведева, Путина или еще кого-нибудь при определении проблем развития вуза. Сильно сомневаюсь, чтобы федеральное правительство установило такие дикие различия в оплате труда сотрудников одного учреждения. В прохождении аккредитаций я сам непосредственно участвовал 4 раза начиная с 1994 по 2008 (работал с экспертами напрямую), и все у нас было хорошо. В середине 90-х было намного тяжелее работать в вузе, чем сейчас. Однако тогда мы развивались, открывали новые специальности, лаборатории, кафедры наконец. Сейчас же и вроде как деньги есть в вузе, и кадры молодые защитились, и административного персонала серьезно прибавилось, а почему-то говорим о сокращениях, демографических ямах и так далее. А по мнению Страшилы руководство вуза вроде как и не при чём… Однако…P.S. Кстати, последний год я с собой проектор и ноутбук носил на занятия в аудитории без ремонта, так и приходилось вахте доказывать, что это моя техника… Зато студентам смог много нового дать по спец. предмету (5 курс). Вот так…
[quote name='Cxy_cxx'] собой проектор и ноутбук носил на занятия в аудитории без ремонта, так и приходилось вахте доказывать, что это моя техника… [/quote]Ух ты, так ничего и не изменилось: раньше за свои деньги копировали и распечатывали, а теперь… ну, тоже за свои))) Оснащение процесса образования, к сожалению, стабильно))
[quote name='Страшила'] Никто такого не говорил. Говорилось, что задача – сберечь кадры и дождаться окончания “ямы”, чтобы образование не выродилось в нашем городе в балаган, и возросшее, более многочисленное поколение нулевых не осталось у разбитого корыта … Вы разве не знаете какое дикое невежество, иногда приходится наблюдать у отдельных “младопреподавателей”? Я бы рассказал, но мало кто поймёт … [/quote]Расскажите пожалуйста. Интересно “послушать”.
[quote name='Самая'] покупать современную литературу, на которую преподавателям выделяют аж 130 р. в месяц [/quote]Видимо, вы давно не заглядывали в квиток 🙂 – нет там “литературных” денег, но типа они будут включены в общую заплату (интересно, под каким видом?) 😀 [quote name='Cxy_cxx'] пока мы будем “пережидать”, другие вузы идут семимильными шагами в сторону прогресса. [/quote]Какой-нибудь конкретный вуз можете назвать, который без спонсорской помощи “идёт семимильными шагами в сторону прогресса”? 😀 [quote name='Самая'] А учитывая ежегодный мониторинг вузов, очень скоро станем не эффективным [/quote]Ежегодный мониторинг – ерунда, вот аттестация, которая бывает раз в пять лет и грядёт сейчас – вот это серьёзнее 🙂 [quote name='Самая'] Размер ставки преподавателя определяет вуз. [/quote] Сколько кому работать определяет вуз? Боюсь Вы заблуждаетесь …[quote name='Самая'] Размер оклада устанавливает вуз. [/quote]…Да, ладно. Наш вуз устанавливает оклады всем вузам России?Профессор – 11,2 тыс.руб.Доцент – 8,5 тыс.руб.Преподаватель – 6,7 тыс. руб.Ассистент – 6,5 тыс руб.Но могу Вас [link url='http://www.rg.ru/printable/2013/07/31/oklad.html'] обрадовать [/link]…. Однако, сентябрь, как бы уже миновал … опять обманули, ничего не дали? 🙁 Вот станем коммерческим вузом – тогда заживём 😉 😀 Не хуже ИНИТа 🙂 [quote name='Самая'] Разработка рейтинга – инициатива вуза. [/quote]Боюсь, Вы абсолютно некомпетентны в этом вопросе … Подойдите к зав. кафедрой, он Вам всё популярно объяснит, со ссылками, документами и приказами … 🙂 [quote name='Самая'] Оснащение аудиторий – вуз. [/quote]Да, с этим согласен, но чтобы модернизировать КнАГТУ – вузовских средств будет катастрофически недостаточно …[quote name='Самая'] Количество проректоров с их полумиллионными окладами – вуз. [/quote]Ну, что Вы придираетесь? Их всего-то 13. Подумаешь, в КнАПИ было всего три, но ведь у коммунистов и бюрократический аппарат во всём СССР был в три раза меньше, чем в нынешней России 😀 Так что – всё в соответствии… 🙂 [quote name='Самая'] Вы скажите – у нас есть выбор. Типа ректор должность выбираемая, как и должность декана, заведующего кафедрой? Нет у нас выбора, ибо если не выберем – назначат. [/quote]А вот в этот момент и проверяется “тварь ли ты дрожащая, или право имеешь”. Когда Вам назначали не того, кого Вы выбрали, а кого-то другого? Ладно, на демонстрации Вы не пойдёте, но при тайном голосовании можно же сделать “козу”, хотя бы дрожащей рукой?[quote name='Самая'] И, кстати, договоры с преподавателями на многих факультетах уже давно заключают на год, а не пять лет (мы с Вами явно работаем на разных факультетах 🙂 ) [/quote]Н-да, видимо, Вас совсем затиранили … Чтобы голословно не спорить с Вами – на ФКТ, на кафедре высшей математике этой весной переизбрался единственный ассистент на старшего преподавателя. Контракт на пять лет. Но Вы сами подумайте логически – это сколько должен заседать учёный совет, если каждого, каждый год переизбирать? (!!!) Семестра может не хватить 😀 [quote name='Самая'] Какие в этих условиях заведующий может устанавливать “правила” для желающего заключить новый договор, рассказывать надо? [/quote]Есть правила, есть заседание кафедры, если большинство кафедры Вас не избирает – это другое дело. Один зав. – ноль без палочки … 😀 [quote name='Самая'] Я знаю один очень важный критерий отбора – родственные связи… Или похожие на них… [/quote]Конечно, можно домыслить и любовные случаи, и коррупционные связи … Бывает … Я не спорю .[quote name='atSix'] Расскажите пожалуйста. Интересно “послушать”. [/quote]Вопрос был риторический, в расчёте на знающего … 🙂
Так понимаю, никто не видел развивающиеся вузы в России… Как пример могу привести вузы Татарстана. Студенты у них могут при желании принять участие в любых конференциях и олимпиадах по всей территории России, и им за это еще и неплохие деньги в виде командировочных дают. Отличная материальная база, серьезный уровень профессионализма преподавателей плюс энтузиазм и желание учиться самих ребят дают такой уровень подготовки студентов, что на олимпиадах с ними реально тягаться очень тяжело (а не с московскими и питерскими, те вообще аутсайдеры, как правило)… В сибирских вузах тоже ситуация гораздо лучше, чем у нас. А вот насчет спонсоров – да какой спонсор будет вкладывать деньги в вуз, зная, что далеко не факт, что эти деньги пойдут по назначению? А размер таких ассигнований уже должен измеряться как минимум сотнями миллионов в квартал, чтобы материальную базу по вузу по специальностям начать приводить в порядок… Здесь мне понравились реплики Самая, все абсолютно верно сказано. А вот мел с доской – не все так просто, ведь 21 век на дворе, и такой “классикой” обучения ребят мы просто унижаем – сейчас уже в школах таких досок скоро не останется, а он придя в вуз будет возвращаться в прошлое…
[quote name='Страшила'] Вопрос был риторический, в расчёте на знающего … [/quote]А я чего спросил-то? Просто то дикое невежество, которое можно наблюдать у молодых преподавателей, я неоднократно наблюдал и у средневозрастных и даже у “ветеранов”. Поэтому, думаю, не стоит так сразу закатывать молодёжь. Они просто смотрят на старших товарищей и перенимают.
[quote name='Страшила'] Видимо, вы давно не заглядывали в квиток – нет там “литературных” денег, но типа они будут включены в общую заплату (интересно, под каким видом?) [/quote]А что в него заглядывать, от этого сумма в нем не растет 🙂 . Я знаю о том, что эта сумма включена теперь в оклад. Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется, кажется 🙂 ?[quote name='Страшила'] Какой-нибудь конкретный вуз можете назвать, который без спонсорской помощи “идёт семимильными шагами в сторону прогресса”? [/quote]А может для начала попилим бюджетные средства по назначению – на з/п преподавателей, а не только на проректоров и ректора? ППСов всего 350 человек, так между прочим. Сразу оговорюсь Страшила, имею отношение не только к преподавательской деятельности – цифры знаю, и о рейтинге и составе многоуважаемой комиссии по его созданию, а также процессу обсуждения тоже 😉 . Если делиться, то всем хватит, другое дело, что делиться не хочется…[quote name='Страшила'] Самая писалa: Размер ставки преподавателя определяет вуз.Сколько кому работать определяет вуз? Боюсь Вы заблуждаетесь … [/quote]Совсем не заблуждаюсь. Как оклад, так и размер нагрузки определяется вузом. Исходя из 36 часовой недели (закрепленной законодательно), каждый вуз решает сам, сколько часов из общих, примерно 1350 часов в год, отвести на аудиторную, сколько на научно-методическую. У доцента. например, в нашем вузе 860 часов после повышения нагрузки в этом году на 60 часов (при сохранении з/п). Я не знаю, как у Вас, Страшила, у меня сохранилась 🙂 . Не верите, спросите у Куделько [smile badgrin], или Шпилева [smile badgrin]. Не про мою з/п, про нагрузку 😉 [quote name='Страшила'] Но могу Вас обрадовать [/quote]Спасибо, конечно, за попытку меня обрадовать, но я эти новости знаю давно, как и то, что оклады действительно выросли, но не доход 🙁 . Очень простой фокус для обывателя – ранее надбавки за степень и должность начисляли к окладу, теперь включили в оклад, вот он и вырос [smile badgrin]. От перемены мест слагаемых ну опять сумма не меняется… А обыватель зубы точит на преподов – ой жадные, ой в золоте купаются. Кстати, квиток за сентябрь (по вашей ссылке – оклады вырастут с сентября) я уже имею. И даже в него заглянула (только для Вас, Страшила 🙂 ), все тоже самое 🙁 . Доход тот же. [quote name='Страшила'] Самая писалa: Оснащение аудиторий – вуз.Да, с этим согласен, но чтобы модернизировать КнАГТУ – вузовских средств будет катастрофически недостаточно … [/quote]Ой, вспомнила про Программу стратегического развития 🙂 . Чем Вам не способ подняться? Далеко не все вузы имеют такую возможность. Опять растащим по карманам? По избранным, разумеется 😉 [quote name='Страшила'] А вот в этот момент и проверяется “тварь ли ты дрожащая, или право имеешь”. Когда Вам назначали не того, кого Вы выбрали, а кого-то другого? Ладно, на демонстрации Вы не пойдёте, но при тайном голосовании можно же сделать “козу”, хотя бы дрожащей рукой? [/quote]Вот про тварь дрожащую согласна. Только я не могу отвечать за своих коллег, которые боятся слова сказать, потому что работают не на ФКТ, и не имеют возможность выбираться на 5 лет. Кроме того, у заведующего имеется право вообще на назначать выборы, например когда снижается нагрузка. И я опять не ошибаюсь – читайте Устав вуза.
Copyright ©