Э-э-э, лукавите, любезный Fogelman, по поводу диалога с телевизором! Один мой приятель говорил: ?я не смотрю телевизор, потому что мне требуется модель с «дворниками» на экране (как на лобовом стекле автомобиля), — чтобы плевки автоматически вытирались?. Вот и весь его диалог с «голубым» экраном.Для подавляющего большинства людей невозможен никакой диалог, даже в таком урезанном виде, как Вы предлагаете. Позвонить в студию — это несерьёзно. Ну, запишет девочка-оператор Ваш звонок, возможно, проникновенным голосом пообещает, что нехорошие дяди из телевизора больше не будут делать бяку. И что? Вы разве с ней хотели пообщаться?Но я вообще-то хотел сказать не об этом, а о самом процессе просмотра TV, исключающем диалог. Когда человек читает книгу (даже очень увлекательную), то он как бы ведёт мысленный диалог с автором. Это важнейшая особенность сознания современного человека, выработанная уже в Новом времени, когда широкое распространение получила печатная книга. Чтение напечатанного текста задаёт ритм и создаёт структуру мыслительного процесса. Этот тип чтения и мышления создавался именно через диалог читателя и текста. (Вы же сами приводили примеры о заре эры книгопечатания, должны ведь понимать разницу.) Книгу, изданную типографским способом, стали читать про себя (а не в слух и коллективно, как в Средневековье). Постепенно выработался современный тип чтения, когда читатель ведёт мысленный диалог, спорит с автором, перечитывает текст много раз, неспешно размышляет, и т.д. Т.е, чтение превратилось в творческий процесс.Телевидение, с его рваным ритмом, с огромной скоростью подачи информации (и её явным переизбытком), напрочь исключает диалог. Человек порой даже не успевает осознанно фиксировать увиденное и услышанное, не говоря уж об обдумывании. Я не знаю, вспомните ли Вы те времена, когда у нас начали показывать первые западные мульт-сериалы для детей? Я помню, что дети после наших спокойных мультиков на первых порах просто не понимали происходящего на экране, настолько всё быстро мелькало. Постепенно восприятие адаптировалось, но обдумать увиденное и услышанное всё равно невозможно — происходит слишком быстрая смена образов за очень короткий промежуток времени, льётся слишком большой поток информации. Но подсознание-то при этом впитывает всё, чем его пичкают, все образы, все звуки. Возникает новый способ получения информации — с экрана, и соответствующий ему тип мышления (вернее — безмыслия). Если провести аналогию с чтением, то это чтение-потребление, без диалога.С одной стороны телевидение разобщает людей — мы уже соседей по подъезду не знаем. Но с другой стороны происходит объединение телезрителей в огромную виртуальную толпу, управляемую из одного центра. Говорите, по-моему выходит, что TV — оружие дьявола? Ну, возможно, где-то я перегибаю палку. А вдруг наоборот, — преуменьшаю опасность? Ведь неспроста появилось крылатое выражение: ?телевизор — это икона дьявола?.
Copyright ©