А мне хотелось бы сказать пару добрых абзацев о фильме «Небесный капитан и мир будущего» (Sky Captain and the World of Tomorrow, страничка на IMDB: http://www.imdb.com/title/tt0346156/). Потому как понравился и сам капитан, и будущее его мира.Кстати, «благодаря» печальной традиции «Факела» минимально рекламировать прокатываемые фильмы, этот вполне мог пройти совершенно незамеченным мной: баннеры на кинотеатре я не вижу, поскольку не бываю часто в районе пр. Мира, газетная реклама отсутствует, а про ролики на ТВ и говорить нечего. Но пару недель назад совершенно случайно увидела программу «Всё сразу!» на НТВ, в которой вкратце рассказывалось о ?Небесном капитане?. Необычный визуальный ряд, сам жанр — фантастика и тот факт, что там играет Джуд Лоу (уважаю его за роли в фантастических же «Экзистенции» и особенно — за «Гаттаку» ) оставили заметку в памяти — обязательно сходить на данную ленту. Что и было выполнено в один будний октябрьский день.По сюжету «Небесный капитан» — это альтернативная фантастика. Действие фильма происходит в 1939 году в США. Наш мир не сильно изменен по сравнению с действительно существовавшим, просто развито дирижаблестроение (в реальности перспективная идея воздушного флота, состоящего из дирижаблей, была отклонена после взрыва немецкого «Гинденбурга» ) и города мира атакуют полчища огромных роботов, ворующие запасы трансформаторов, нефти и прочих полезных штук, и уносящие всё это добро неизвестно куда. В остальном всё, как и было — репортерша Полли Перкинс (Гвинет Пэлтроу) печатает свои материалы на печатной машинке, а не на каком-нибудь компьютере, ходит в кино, где показывают «Волшебник из страны Оз» (американский фильм тридцатых годов), и распутывает обстоятельства загадочной гибели группы ученых, работавших когда-то давно на таинственного немца Тотенкопфа. Вместе с ней в расследовании участвует Джо «Небесный капитан» Салливан (Джуд Лоу), бравый летчик на чудо-самолете и по совместительству — бывший возлюбленный журналистки, пострадавший из-за ее неуемного любопытства. Ей страсть как хочется узнать, куда и зачем роботы тащат ценные ресурсы и причем тут Тотенкопф, ему надо спасать друга-ученого, похищенного роботами. В общем, судьба вновь соединяет их, чтобы бросить в небо Нью-Йорка, горы Тибета, радиоактивные шахты, тропические острова и, наконец, в космос, чтобы всё тайное стало явным, а все злодеи получили в бубен. Да, там дальше встречается еще одноглазая воздушная капитанша Франческа «Фрэнки» Кук (Анджелина Джоли), чудо как похожая на Кутузова своей черной повязкой на глазу, что, впрочем, не мешает ей заправски рулить самолетом и помогать главной парочке. Хотя и скрипя сердцем, скрипя — Фрэнки тоже неровно дышит к отважному Небесному капитану?Думаю, понятно, что сюжет обычен для приключенческого кино, поэтому претензии «Так не бывает!» они, мягко говоря, излишни. Да, не бывает, это исключительно развлекательный фильм. Вот тут: http://www.tramway.bip.ru/lapsus/2004/sky_cap.shtml даже можно ознакомиться с замеченными киноляпами сюжета (правда, и там авторы честно предупреждают: ?Так как действие происходит в альтернативной вселенной, исторические и географические ляпы не принимаются.?). Более того, иногда фильм смешит своей наивностью, превращаясь практически в сказку какую-то. Но! Мне кажется, что режиссер вложил в «Небесного капитана» нехитрый, но интересный message: показать, какую фантастику МОГЛИ бы создать в 30-40-е годы, если бы имели технические возможности кинематографа сегодняшнего дня. Потому как страх перед роботами, вышедшими из-под контроля или управляемыми злодеем — это типичная страшилка так называемого «золотого века» американской фантастики (40-50-е гг.). Сейчас фантасты пугают уже клонами и генетическими экспериментами, а не роботами. Восхищение перед летчиками — опять же примета первой половины века, потому как именно тогда начала развиваться гражданская и военная авиация, приводившая в восторг народы всех стран (вспомните Чкалова у нас и Линдберга у американцев). Сейчас герои НФ-книг — хакеры, и управлять они могут максимум набором пикселей в авиасимуляторе. Поэтому сюжет и выглядит таким наивным для нас, живущих в двадцать первом веке. Предлагаю отнестись снисходительно к вывертам сюжета, а больше внимания уделить визуальному ряду фильма. Кстати, именно визуализация задумки режиссера может отпугнуть большинство зрителей, потому как всё и снято в стиле 20-30-х годов: несколько размытые границы в кадре, полутени, обработка пленки «под тридцатые» (тускловатые краски, как на старых фотографиях; даже при посещении тропического острова нет буйства красок — зелень как бы пожухлая). Складывается впечатление (и неспроста складывается, а специально), что фильм сняли лет шестьдесят назад, пленка с течением времени посыпалась, выцвела, потому так и выглядит. Даже начальные титры стилизованы под Голливуд начала века. Но при всей непривычности картинки для сегодняшнего времени, избалованного яркими спецэффектами, именно этот «закос под старину» придает фильму цельность. Своеобразная ретро-фантастика, дань уважения мастерам прошлых лет. В фильме использованы образы и декорации из знаменитого фантастического фильма «Метрополис» Фрица Ланга (1929 год). Сам «Метрополис» я не видела, встречала только кадры из него: очень похоже, несомненно. Спрашивается — а зачем же в какой-то мере повторять «Метрополис», если можно посмотреть первоисточник? Но признайтесь честно — будете ли вы смотреть черно-белое кино с давно забытыми актерами и спецэффектами, сделанными из фанеры, грубо говоря? Вряд ли, если специально не интересуетесь историей кинофантастики. Актерский состав подобран отлично. Повторюсь — Джуда Лоу я очень уважаю как актера (и фантастического кино в частности), и тут он меня не разочаровал: Небесный капитан выглядит как настоящий покоритель высот, и в то же время — как романтик, до сих пор влюбленный в журналистку. Гвинет Пэлтроу энергична, любопытна и по-репортерски цинична. Ну, и тоже влюблена, куда уж без этого. Мне даже понравилась Анджелина Джоли, можете себе представить 🙂 (обычно я весьма прохладна к ее ролям). Злодеи в фильме не так фигуристы и индивидуальны, зло выражается несколько абстрактно (железные роботы, управляемые по радио), но от этой бездушности оно становится еще более мрачным. Тотенкопф оказывается вообще виртуальной личностью (от него остался лишь мозг и как визуальное воплощение – голова в виде заряда в электрическом устройстве; забавен каламбур: Totenkopf — это «мертвая голова» по-немецки), а в подручных у него ходит робот-азиатка, творящая гадости героям.Резюмирую — всем это кино понравиться не может, и, наверное, это и правильно, кто-то же должен фанатеть и от «Звездных войн» 🙂 . Но для людей, знакомых с фантастикой не только последних десяти лет, но и имеющих представление о всей НФ-литературе ХХ века, «Небесный капитан» может быть интересен как неординарная ретро-фантастика, красиво снятый римейк фильмов-родоначальников, воспоминания о страхах наивных тридцатых. Оценка: 10 из 12 (по шкале, любезно предоставленной уважаемым Линчем 🙂 .
ЗЫ: кинотеатр «Факел» во время дневного сеанса в будний день — это практически VIP-кинотеатр. Огромный зал, большой экран и всего пять зрителей: такое ощущение, что кино крутят специально для тебя, любимого 🙂 .ЗЗЫ: посмотрела тут на днях опять передачку «Всё сразу!» по НТВ, откуда почерпнула сведения о вышедшем в прокат фильме «Нетландия» — истории создания культовой в англосакских странах детской книжки ?Питер Пэн?. Автора «Питера Пэна» играет Джонни Дэпп, а мать пятерых детей, с которой он знакомится, и благодаря этому знакомству и создает свою книгу, играет Кейт Уинслет. Про Джонни Дэппа ничего, кроме уважения и восхищения сказать не могу, тут мои рекомендации смотреть ЛЮБОЙ фильм с его участием просто излишни, а вот про Уинслет выкажусь. Если вы запомнили ее только лишь по главной женской роли в «Титанике», то я на это скажу саркастическое: ?Ха, вы таки ничегошенки о ней не знаете!?. Потому как были еще отличные фильмы «Перья маркиза де Сада» (Quills) (шел в прокате и у нас в городе) и «Священный дым» (Holy smoke, режиссером этого фильма является Джейн Кэмпион, чей фильм «Пианино» я считаю одним из лучших виденных мной вообще). В «Перьях» Уинслет играла роль прачки в тюрьме, где сидел маркиз де Сад, и который постепенно ее приобщил к своим вольным мыслям (очень вольным для XVIII века). А в «Священном дыме» она зажигала на пару с Харви Кейтелем — она играла простую австралийскую девушку, увлекшуюся Индией, и на почве этого порвавшую с семьей, а Кейтель — специалиста по вызволению людей из тоталитарных сект (ее родители считали увлечение дочери именно сектой и гипнозом). Оба — прекрасные фильмы, непопсовые и не для всех. А еще был просто гениальный фильм «Жизнь Дэвида Гейла», где она играла репортершу, которая берет интервью у человека, бывшего принципиальным сторонником отмены смертной казни и? приговоренного к смерти за убийство (его играет Кевин Спейси, тоже отличный актер — посмотрите хотя бы ?Красоту по-американски?). «Жизнь Дэвида Гейла» (режиссер Алан Паркер) я просмотрела просто в каком-то ступоре от неординарности высказываемых идей, точнейшего психологического попадания игры актеров и мощнейшего переживания за судьбу героев. Гениально — и другие слова блекнут при попытке описать данный фильм?(Кстати, если не ошибаюсь, кто-то из городских кинотеатров какое-то время назад вроде грозился привезти фильм «Вечной сияние страсти» (Eternal shine of the spotless mind), в котором играли Кейт Уинслет и Джим Кэрри, но не привезли, редиски. 🙁 В пиратском переводе смотреть теперь, да? )В общем, ежели какой кинотеатр привезет «Нетландию», схожу обязательно. И вам рекомендую.Уф, это всё на сегодня. Спасибо за внимание 🙂
Copyright ©